Номер 4(49)
Северный Версаль
В Музее А.С. Пушкина на Пречистенке открылась выставка «Императорский Петергоф в Москве».
Санкт-Петербург готовится к своему 300-летию. До юбилея еще год, но приближение праздника начинает сказываться все отчетливей. Первым начинает питерскую программу Петергоф – пригород северной столицы, бывшая императорская резиденция.
Петергоф был заложен Петром Великим в 1714 году. Конечно же, дворец и парк должны были соперничать с Версалем – Россия утверждала себя в качестве европейской державы. В течение XVIII–XIX веков этому способствовали крупнейшие архитекторы: Леблон, Микетти, Земцов, Растрелли, Валлен-Деламот, Воронихин, Менелас и другие. Каждый последующий самодержец вносил свою лепту в формирование Петергофа, ведь его называли «летней столицей» России. В результате за два века вырос один из крупнейших в Европе дворцово-парковых комплексов, кроме того, – единственный из всех европейских, расположенный на побережье, у самого Финского залива.
Петергоф практически полностью был разрушен во время Второй мировой войны и до сих пор восстанавливается. Стараниями музейщиков здесь собрана уникальная художественная коллекция, которая постоянно пополняется вещами, связанными с императорской семьей. А с Версалем, своим побратимом, музей-заповедник соперничает до сих пор, и пока выигрывает – по количеству посетителей в год.
То, что Петергоф привез в Москву – выжимки из громадного собрания. Экспонаты имеют как бы два уровня ценности – художественный и исторический. Великолепные предметы, как вазы и шкатулки всемирно известной фирмы Фаберже, или столики лучших мастеров модерна Галле и Мажореля, имеют еще и собственную историю. Например, небольшие карманные часы Александра III были с ним при трагическом взрыве и вмятина на их корпусе – след этого события. В другой витрине можно увидеть чернильницу, обмакнув перо в которую, Николай II подписал отречение от престола – так, по крайней мере, рассказывают музейщики. Многие из этих предметов проделали долгий путь после смерти своих владельцев, достойный отдельного рассказа, но, в конце концов, их отыскали петергофские работники и поместили в родственную среду.
Выставка вкратце, но очень качественными примерами, рассказывает о художественных пристрастиях императоров и императриц. Работы голландских, фламандских и французских мастеров – В. ван де Велде, Тенирса, Сило, Натье представляют вкусы Петра I. Екатерина II жаловала Тьеполо, Греза, Ротари. Сколь-нибудь полное представление о коллекции музея в рамках такой выставки получить нельзя, но организаторам удалось передать атмосферу «увеселительной резиденции», скомпоновав виды Петергофа, предметы мебели, знаменитые столовые сервизы, живопись и личные предметы русских царей.
|
|