Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Ссылки
 
Номер 4(49)
Рост тарифов или неплатежи - дилемма губернаторов

    12 февраля в Петербурге прошло совещание, созванное по инициативе полпредов Северо-Западного и Приволжского округов с целью обсудить ситуацию с реформой ЖКХ.
    Дискуссия, развернувшаяся на этой встрече, ясно дала понять, что реформа ЖКХ в значительной степени зависит от состояния региональных бюджетов и будет определяться скоростью реформы межбюджетных отношений.
    Напомним, что в августе 2001 года правительство одобрило программу реформы межбюджетных отношений. Согласно этому документу, расходные и доходные полномочия регионов должны быть приведены в соответствие. Следует пояснить, что хотя на данный момент региональные бюджеты напрямую собирают около 30% всех налоговых поступлений в стране,финансируемые ими расходы составляют около 50% расходов консолидированного бюджета России. Это значит, что разница между расходами и доходами покрывается за счет трансфертов из федерального бюджета.
    Нельзя сказать, что в России региональные бюджеты являются значительно более зависимыми от федерального центра нежели в других странах. Тем не менее, проблемой является нестабильность региональных доходов и слишком нечеткая методика расчета трансфертного фонда. Нестабильность налоговых доходов связана с частыми изменениями в системе распределения налоговых полномочий между центром и регионами. Так, за последние два года федеральный центр перераспределил в свою пользу сборы НДС, наиболее собираемого налога, в то время как регионам досталась большая часть подоходного налога. Что касается трансфертного фонда, он по-прежнему является предметом политических обсуждений и компромиссов.
    Результатом неопределенности размеров общих доходов региональных бюджетов всегда была слабая ответственность региональных лидеров за ситуация с региональными финансами и нежелание сокращать расходы. Даже наоборот: до последнего временно при расчете трансфертного фонда учитывался показатель необходимых бюджетных расходов в регионе, что часто заставляло губернаторов завышать предполагаемые расходы.
    Итак, если в части доходных полномочий проект реформы предлагает сократить объем трансфертов, то в части расходных полномочий основным предложением было сократить так называемые нефинансируемые мандаты. Этим понятием обозначаются обязательства федерального бюджета по выплатам зарплат бюджетникам и предоставлению различного рода льгот, которые тем не менее финансируются из региональных бюджетов. Наличие таких нефинансируемых мандатов приводит к тому, что увеличение обязательств федерального центра ухудшает финансовое положения регионов.
    В пользу реформы межбюджетных отношений в первую очередь ратовали представители регионов-доноров, то есть тех, кто не только полностью обеспечивает своими налоговыми доходыми свои региональные расходы, то и участвует в формировании трансфертного фонда, который потом распределяется между бедными регионами. В то же время таких регионов из 89 российских субъектов федерации всего 10-15. Таким образом, незаинтересованность большинства региональных лидеров в такой реформе и приводит к неактивным действиям в этом направлении.
    Основной темой совещания в Петербурге стали последствия решения федерального центра проиндексировать зарплаты бюджетникам с января этого года на 89%, что привело к возникновению значительного разрыва в региональных бюджетах. Как показали обсуждения на конференции в Петербурге, с возникшей проблемой регионы боролись по-разному: некоторые начали накапливать неплатежи, ожидая увеличения дотаций из федерального центра, некоторые повысили зарплату не на все 89%, а на 30-40%, некоторые выплатили увеличенные зарплаты, но перестали финансировать другие расходы. Ухудшение региональных финансов в результате пробуксовки бюджетной реформы означает неспособность регионов финансировать реформу ЖКХ и одновременно необходимость поднимать тарифы.
    В то же время, как сказал на совещании Герман Греф, в течение ближайшего времени перейти на 100% оплату коммунальных услуг вряд ли удастся. Основными причиными являются сложности с введением системы социальных счетов, без которых введение 100%-ной оплаты может серьезно снизить жизненный уровень наименее обеспеченных слоев населения. Для губернаторов заявление Грефа означает, что федеральный центр собирается отстранится от реформы ЖКХ, во всяком случае на этапе повышения тарифов. По всей видимости, это связано с нежеланием тратить политический ресурс на поддержание политически невыгодной реформы. Таким образом, проведение реформы ЖКХ целиком отдается на откуп губернаторам: если они захотят рисковать поддержкой своего электората, то могут повышать тарифы, если нет - то нет.
    Региональные лидеры оказываются фактически загнаны в тупик. Политически мотивированные решения центра индексировать зарплаты бюджетников приводят к серьезному ухудшению положения бюджетов в регионах и заставляет их выискивать другие источники доходов или сокращения расходов. Увеличивать неплатежи является одной возможностью, в то же время другим выходом было бы повышение тарифов ЖКХ и, соответственно, сокращение субсидий этому сектору - ведь на данный момент на ЖКХ приходится около 20% бюджетных расходов. Итак, сохранять политический ресурс или действовать из чисто экономический соображений - это каждому губернатору и предстоит решать в 2002 году.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "ЭКОНОМИКА"
Правительство снизило долговые платежи ¦  Экономика должна расти ¦  Политика - 2002
Rambler's Top100    Rambler's Top100