Номер 5(50)
Кино умерло
Одним из заметных событий марта стал мастер-класс известнейшего английского режиссера Питера Гринуэя, состоявшийся в начале IX Открытого конкурса студенческих и дебютных фильмов на соискание национальной российской премии «Святая Анна».
Мэтр еще в прошлый свой приезд в Москву согласился научить уму-разуму начинающих российских кинематографистов, и поклонники его таланта ожидали этой встречи с нетерпением. Но такой обескураживающей «лекции» никто не ждал.
Гринуэй начал с того, что объявил кино мертвым искусством. А затем объяснял почему, и что делать дальше. По мнению мастера, несомненным недостатком современного кино является его привязанность к слову, к литературе, его иллюстративность. Мешает кинематографу и его двухмерность, ограниченность плоскостью экрана. «Неизбежным злом» назвал режиссер необходимость использования актеров – это театр, до сих пор не дающий кино стать самостоятельным искусством. Кроме того, мешает ограниченность взгляда кинокамеры. Таким образом, кино давно уже является мертвым искусством, а в наше время – поточным кинопроизводством, и это старое кино нужно оставить в прошлом, как некогда произошло с немым кинематографом. Новое же искусство надо строить на основе новых технологий, призывал Гринуэй.
Кажется, для многих слушателей мастер-класса слова мэтра были попранием святого и одновременно утопией, но в России бунтарские идеи всегда находили сторонников, и зерна, разбросанные Питером Гринуэем, вполне могли упасть в благодатную почву. С материальной базой у российских режиссеров, конечно, похуже. Трудно, например, повторить эксперимент английского режиссера, проделанный им недавно в Болонье. Там, на Пьяцца Маджоре, Гринуэй показал «круговое кино» - оно шло на фасадах домов, обрамляющих городскую площадь. Но эксперимент – единственное, что может вывести российское, да и мировое, кино из застоя.
Сам мастер после трехгодичного перерыва собирается снять восьмичасовой фильм. «Я понимаю, что восемь часов просмотра - самоубийство для проката. Возможно, это будут три-четыре двухчасовые ленты, которые можно смотреть в разное время или показать по ТВ как сериал», - говорит Гринуэй. Часть съемок пройдет в Москве – это и есть основная причина приезда режиссера. Свой новый проект Питер Гринуэй называет посткинематографом и объясняет, что будущее – за информационными технологиями, Интернетом, DVD и киберактивным кино.
|
|