Номер 13(58)
Лето авиа–трагедий
28 июля на львовском аэродроме Скнылив состоялось большое авиашоу по случаю 60-летия 14-го авиационного корпуса ВВС Украины.
Во время показательных полетов авиации истребитель-бомбардировщик Су-27УБ попытался сделать «бочку», но неожиданно стал снижаться, зацепил крылом кроны деревьев и под небольшим углом врезался в толпу зрителей. Машина некоторое время «ехала» на крыле, а затем взорвалась. Вспыхнувшее топливо хлынуло из многотонных баков, и на большом участке аэродрома начался пожар. В результате катастрофы погибло 84 человека, 116 человек получили ранения. На Украине был объявлен общенациональный траур.
Трагедию тут же использовали оппозиционные Кучме политики, возложив на него чуть ли не личную ответственность за произошедшее. Личная – не личная, но именно при нынешнем президенте украинская армия дошла до последней степени развала. Сторонники украинского президента в свою очередь обвиняли оппозиционеров в стремлении прославиться за счет погибших.
Во Львове атмосфера накалилась до предела: начались антивоенные и антирусские (оба летчика, успевшие, кстати катапультироваться, носят русские фамилии) митинги с требованием немедленно найти и наказать виновных. Обоих летчиков, находящихся в шоковом состоянии пришлось перевести в госпиталь в Виннице, а их сослуживцы предпочитают ходить по городу в гражданском.
Сам Кучма в подобных условиях срочно занялся поиском виновных, почему – то исключительно среди военных (гражданская администрация Львова, которая должна была позаботиться о безопасном размещении людей благополучно ушла в тень), и репрессиями, несмотря на прилюдное обещание дождаться результатов работы комиссии, расследовавшей причины катастрофы. Прямо в день трагедии президент Украины отправил в отставку главнокомандующего ВВС Виктора Стрельникова и командира 14-го авиакорпуса Сергея Онищенко. Затем было объявлено об их аресте и возбуждении уголовного дела против летчиков. Минобороны Украины запретило все полеты военной авиации. На следующий день, когда прокуратура заговорила о халатности военных и серьезных просчетах в организации шоу, президент отправил в отставку и начальника генерального штаба Петра Шуляка, который на момент аварии исполнял обязанности министра обороны.
Подал в отставку и сам министр обороны Владимир Шкидченко. Однако Кучма его отставки не принял – то ли не имея кадрового резерва, то ли еще почему-то. Впрочем, даже состоявшиеся увольнения и аресты могут оттолкнуть от президента армейскую верхушку, которая по большому счету виновна в катастрофическом состоянии армии не больше политиков. Тем более, что стали выясняться любопытные подробности происшедшего. В частности, летчики показали, что полученная ими летная карта существенно отличалась от реальности, что в баках самолетов был излишек горючего, а также что летели они не на той машине, на которой тренировались перед проведением авиашоу.
* * *
Самолеты падают не только на Украине. В тот же день, у подмосковного аэродрома Шереметьева-1 упал пустой Ил-86. Практически весь экипаж погиб. Выжили лишь две стюардессы, находившиеся в хвостовой части.
На четвертый день после падения в Ил-86 руководство Межгосударственного авиационного комитета (МАК) сообщило журналистам подробности трагедии. Зампредседателя МАК Рудольф Теймуразов дал понять, что его подчиненные по секундам восстановили полет «Ила» от пуска двигателей и до крушения, и сейчас им известно практически все, что происходило с самолетом в его последний день. По данным Рудольфа Теймуразова, Ил-86 находился в воздухе почти 80 секунд. Самолет тронулся с места в 15.24 мск. Поскольку рейс был техническим, а масса «Ила» не превышала 150 тонн, разбег получился довольно «резвым» и через 38 секунд после старта лайнер оторвался от взлетно-посадочной полосы. Еще две секунды полет проходил в штатном режиме, но затем нос «Ила» начал резко задираться вверх. Последние 40 секунд машина поднималась в воздух, стремительно набирая угол атаки, и к 81-й секунде, когда крен достиг критической отметки, она свалилась вниз с высоты 600 м. Все собранные данные подтверждают главную версию: Ил-86 упал из-за перекладывания его хвостового стабилизатора в крайнее положение (с -3 до -12 градусов). Но почему это произошло и откуда поступил сигнал на перекладывание, Теймуразов и его подчиненные пока не знают.
Впрочем, возможно, что причиной стало обычное разгильдяйство – как выяснилось самолет не прошел перед вылетом обязательный техосмотр.
|
|