Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 1(65)
Рафаэль и Микеланджело в одном лице

    500 лет назад артель иконописцев расписала собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Этот юбилей стал поводом для “персональной” выставки Дионисия, руководившего росписями в 1502 году.
    Вместе с Дионисием в Ферапонтовом монастыре работали два его сына. По некоторым сведениям, мастера закончили оформление храма в рекордные сроки – за 34 дня. Однако скорость работы не сказалась на качестве, и фрески далекого северного монастыря стали гордостью русского искусства. Они достаточно хорошо сохранились, и только их удаленность не дает Ферапонтову стать туристической меккой.
    В русском средневековом искусстве всего три громких имени: заезжий Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Специфика православного искусства не располагала к выделению индивидуальностей, просто эти трое были особенно хороши. Дионисия называют продолжателем “рублевской” линии искусства, и, одновременно, зачинателем новой, его влияние проявляется в большинстве дошедших до нас произведений русских иконописцев вплоть до второй половины XVI века.
    Это время вообще называют “русским Ренессансом”. По своим взглядам Дионисий был близок к Иосифу Волоцкому – духовному главе направления, стоявшего за богатую и политически влиятельную Церковь. Начало XVI века было расцветом интеллектуальных сил России, группировавшихся, в частности, вокруг северных монастырей. “Золотой век” вскоре закончился (с началом правления Ивана Грозного), не породив русских Рафаэлей и Микеланджело. Дионисий остался самым ярким его представителем.
    В отличие от Андрея Рублева, Дионисий не был монахом. Он происходил из знатного рода и был близок к московской элите. Мастерство его оценили уже после первых работ в качестве подмастерья, поэтому, когда Аристотель Фьораванти построил в Кремле Успенский собор, Дионисия пригласили расписывать там алтарную преграду. Это было еще до Ферапонтова монастыря.
    Конечно, привезти на выставку фрески Третьяковка не могла, поэтому в залах на Крымском валу представлены копии ферапонтовских и других росписей. Этим нелегким делом – копировать великого Дионисия – занимались на протяжении ХХ века упорные исследователи. Нелегким, хотя бы потому, что цвета росписей Ферапонтова удивительны и уникальны. Много споров было по их поводу: использовал ли Дионисий местные глины и озерные камешки для своих нежных пастельных красок, или цвета просто поблекли от времени.
    Монументальное искусство – только часть наследия Дионисия. На выставке представлены около пятидесяти икон работы мастера или его круга. Впервые за сто лет целиком показан иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: его иконы собраны из музеев по всей стране. Выставлены и рукописи, оформленные Дионисием.
    Юбилей ферапонтовских фресок, названный ЮНЕСКО одним из важнейших культурных событий уходящего года, стал причиной столь объемной экспозиции. Она продлится до 2 февраля, и вряд ли будет повторена вскоре, чтобы увидеть все то же самое, придется ездить по всей России.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Оркестр как мост меж двумя культурами ¦  Мальта глазами россиян ¦  “Ангелы” на новой сцене Большого ¦  АФИША
Rambler's Top100    Rambler's Top100