Номер 3(67)
Ответ Хрущеву
Выставка, проходящая в Третьяковской галерее на Крымском валу, служит своего рода реабилитации целого пласта художественной культуры. Абстракция – по определению вещь не очень-то земная и оттого не слишком жизнеспособная. А в условиях, когда глава государства Никита Сергеевич Хрущев кроет художников абстракционистов нецензурною бранью, топоча ногами, такой эфемерной и трудно постижимой вещи как абстракция и вовсе, кажется, не выжить. Хрущеву на глаза это несоветское по духу искусство попалось на выставке, посвященной 30-летию Московского Союза художников, и попалось не случайно – соперничающий цех, то есть академические художники, устроили так, чтобы собрать в одном месте побольше неортодоксальных художников, и напустить на них плохо разбирающегося в искусстве Никиту Сергеевича.
Было это в 1962 году, который и стал началом истории неофициального, нонконформистского, подпольного искусства. Абстракционисты были только частью тех, кого загнал в подполье гневный окрик Первого секретаря. Но с тех пор и без того “абстрактное” искусство существовало в состоянии призрачном по отношению к миру советской действительности. Правда, оказалось немыслимо живучим, именно благодаря этой своей слабой связи с реальностью.
Впрочем, реабилитировать абстракцию надо не только по отношению к властным гонениям, искусство это ущемлено и в зрительском внимании. Закрепилась за ним слава трудного для понимания, заумного. С таким препятствием одной выставкой не справишься, будь она и столь представительна, как нынешняя. Наверное, абстракция заставляет зрителя работать больше, чем другие виды изобразительного искусства, потому и оказывается снова и снова в “авангарде”.
Выставку ждали уже давно. По совместному проекту Русского музея и Третьяковки грандиозная экспозиция должна была состояться в Петербурге, а затем – в Москве. Питер свою выставку получил. И вышла она действительно гигантской – выставлено было столько, что каталог превратился в чудовищной толщины два тома. История русской абстракции от авангарда до конца столетия – дело не шуточное. Когда настала пора московского музея принимать экспозицию, третьяковцы взмолились: не надо нам столько. Вполне, дескать, можно обойтись без второстепенных фигур. Русский музей почему-то воспротивился, в общем, – не смогли договориться. В итоге – ссора двух крупнейших музеев и вытекающая отсюда специфика нынешней выставки – она называется “Московская абстракция. Вторая половина ХХ века”. Третьяковка выставила только московских художников той самой, оттепельной поначалу, и андеграундной затем, эпохи. Плюс современные приверженцы этого искусства.
Получилось тоже немало: около 200 произведений живописи, графики и иных художественных объектов. От Льва Кропивницкого, Бориса Турецкого, Лидии Мастерковой, Элия Белютина до Франциско Инфантэ или Бориса Марковникова – диапазон широчайший. Абстракция в залах Третьяковки оказывается очень разной, если следовать терминологии, то – живописно-экспрессивной, минималистской, кинетической, геометрической.… А вообще-то - бездонной как космос и бесконечной на вариации форм и смыслов.
К основной, “сборной”, экспозиции в Третьяковке примыкает множество других выставочных событий, проходящих в разных залах и галереях Москвы. Все вместе они составляют фестиваль под тем же названием - “Московская абстракция. Вторая половина ХХ века”. В нем участвуют: выставочный зал “На Солянке”, галерея “У Яра”, галерея “Сэм Брук”, галерея “Fine Art” и другие.
|
|