Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 5(69)
Итальянская Школа им. «Костанца Винчи»

   
Школа
    В Москве масса всего итальянского – итальянские рестораны, итальянские фирмы, итальянские магазины, есть даже школа – самая настоящая итальянская общеобразовательная школа «Костанца Винчи»!
    Школа в прямом смысле слова итальянская – обучение идет по итальянским программам, где примерно 70 % часов - это общеобразовательные предметы, утвержденные министерством, а 30 % часов отдаются в распоряжение школы. Поскольку школа находится в России, ученики изучают русский язык, на что в табеле указывает соответствующая строчка.
    Основная особенность итальянской школы, прежде всего, в том, что она сохраняет свою индивидуальность, находясь на территории России. Такой выбор основан на убеждении, что культурная интеграция не может исходить из бездумного смешения учебных программ и что нужно осознавать место собственного «я» при всем разнообразии традиций, культур и языков.
    Дирекция «Констанца Винчи» постоянно следит за новостями в мире преподавания, стараясь следовать последним направлениям и не отставать от итальянских коллег. Всю основную информацию преподаватели получают из итальянского журнала «Школьная жизнь» (“La vita scolastica”), где рассказывается о проектах реформ в сфере образования в Италии, даются советы учителям. Как школа, находящаяся за границей, «Костанца Винчи» в принципе не обязана сразу же подчиняться новым законам об образовании, издаваемым в Италии, но она всё же старается это делать. Например, в 2000 году в Италии вышел закон о равном положении частных и государственных школ (Legge sulla Paritа), и администрация, узнав об этом сразу начала процесс перехода на новые условия и правила, предписанные этим законом. У школы есть интересные игровые проекты, такие как «Игротерапия развития». Примерно два- три раза в месяц в школу приходит психолог из игротеки Дворца Пионеров и работает с детьми. В подобных проектах учитываются пожелания родителей, которые, в частности, остались очень довольны «Игротерапией».
    Директор и преподаватель начальной школы Вера - Джованна Бани предлагает еще один проект: «знакомство с территорией». Многие итальянские дети практически не видели Москвы, не были во многих театрах, музеях и им нужно показать, что Москва имеет уникальные возможности с точки зрения культурного развития и развлечений. В проекте для старшеклассников начальной школы есть «встреча с метро», потому что многие ни разу там не были. Таким образом, дети смогут преодолеть страх перед незнакомой страной и начать немного ориентироваться в новой среде.
    Итальянские учебные программы довольно сильно отличаются от российских. Историю, географию и социологию начинают преподавать с первого класса начальной школы. Иностранные языки, английский и русский, дети учат тоже с первого класса. Занятия по католической религии необязательны, но большинство детей их посещает. С точки зрения методики различий с русскими школами тоже довольно много. Первое, что бросается в глаза - это то, что письму и почерку детей в итальянской школе не уделяют так много внимания. Считается, что почерк, как и рисунок, отражает личность ребенка, поэтому главное - чтобы дети писали чисто и правильно.
    Начиная со второго- третьего классов детей учат писать сочинения. Письменный экзамен по итальянскому языку - один из основных в учебных заведениях Италии, и способности детей грамотно развить тему придают большое значение.
    Между русской и итальянской школой есть еще одно различие, причем идеологического характера. В течение последних лет итальянские школы уделяют большое внимание тем детям, которые по той или иной причине «отстают» от остальных. Контингент школьников сейчас сильно изменился, есть много школьников из разных стран, где свои обычаи и свой язык. Такие дети часто с трудом входят в итальянскую культуру и их успеваемость ниже. Поэтому современные «гуру» педагогики уверяют, что школа должна давать всем детям возможность достичь определенного «минимального» уровня знаний. Но при этом существует риск, что очень способные дети могут просто не реализовать свои способности. В то же время в классы включают детей с умственными или физическими недостатками, чтобы они «тянулись» за остальными. Они какое- то количество часов работают с отдельными преподавателями, но в основном являются членами «нормальных» классов. В русской школе, если ребенок не успевает, он должен или заниматься с репетитором, или переходить в другую школу. Происходит расслоение контингента школьников, каждый работает соразмерно своим способностям.
    Дисциплина в итальянской школе не такая жесткая, но при этом основное внимание уделяется именно развитию личности. В русской школе дисциплина строже, что, конечно, быстрее дает результаты. Здесь многое зависит от поддержки родителей: итальянские родители обычно уже на следующий день забывают о том, что ребенок наказан за невыполненные уроки или плохое поведение. В русской семье ребенок должен исправить свои ошибки, показать, что понял причину наказания.
    За последний год число учеников начальной школы «Констанца Винчи» увеличилось с 23 до 45, и это существенно облегчает работу педагогам. Когда в классе мало детей, личность каждого из них открыто проявляется. Когда же класс состоит из 10 человек и больше, образуется некая «средняя волна», дети чувствуют, что находятся в коллективе и должны с ним считаться.
    Итальянская школа постоянно сталкивается с трудностями, и самый «больной» вопрос – это учебники. Трудно постоянно следить за новыми изданиями, тем более что узнать о них можно только через Интернет. Так же сложно достать новые итальянские книги, но школе в этом очень помогает магазин «Панглосс». Несмотря на трудности итальянская библиотека, действующая в рамках школы, открыта как для детей, так и для всех, кто изучает итальянский язык и хочет читать книги в оригинале. Весь материал систематизирован, библиотека постоянно расширяется.
    В финансовом отношении школу поддерживают прежде всего частные структуры, например компания «Аэрмакки» и Группа ЭНИ. Некоторые частные фирмы передают школе необходимую технику или мебель.
    Вечером при школе работают курсы итальянского языка для взрослых.
    Несмотря на то, что школа по своему статусу является посольской, для нее очень важно чувствовать поддержку со стороны официальных структур. Часто администрация сама вынуждена находить выход из сложных ситуаций, например учителям, приезжающим из Италии, нужна визовая поддержка.
    Вера Бани: «Я хотела бы выразить благодарность консулу Пьетро Томмазо Маркеджани, который позвонил мне и рассказал о выставке итальянского фотографа Стефании Дзини «Итальянская Чукотка» в музее им. Пушкина. Нас замечательно приняли, рассказали детям много интересного о той части России, которую они никогда не видели».
    В 2000 году школа привлекла всеобщее внимание, когда её посетила жена Президента Итальянской Республики синьора Чампи. Она привезла книги для детей, и все были очень рады этому визиту.
    В целом школа старается создать комфортные условия, чтобы любой ребенок чувствовал себя здесь хорошо. Русские учителя говорят по-итальянски, организуется совместная работа детей, чтобы они быстрее нашли друзей и овладели русским языком. Понятно, что если родители чувствуют себя в стране не очень уютно, это быстро передается детям, но все - таки ребенок быстрее привыкает к новой обстановке, чем взрослый.
    Несмотря на трудности, школа продолжает идти вперед, опираясь в основном на свои ресурсы. «Констанца Винчи» возлагает надежды на помощь посольства, для приглашения из Италии специалистов, потому что желающих здесь работать очень много. Также школа опять направила заявку в Министерство иностранных дел Италии, чтобы к ним направили на работу министерских преподавателей.
    В настоящий момент школой управляет Директор, назначенная Администрацией, после того как в августе 2001 года, следуя новым директивам о внешней политике, Министерство иностранных дел перестало командировать своих работников для управления школой. Делами школы управляет некоммерческая организация «Московский итальянский комитет» при Итальянском Представительстве в Российской Федерации. В эту организацию входят по праву также родители учеников. Родители избирают Попечительский Совет, который, в свою очередь, должен советоваться с Директором Совета при принятии каких- либо решений.
    Школа будет стараться развиваться и дальше, потому что многие в неё верят.
    Итальянцы, дети которых учатся здесь, признаются, что решились приехать в Россию, только когда узнали о существовании в Москве итальянской школы Костанцы Винчи.

Учителя
    Основной преподавательский состав школы - это дипломированные носители языка. Миранда Марчелла преподает гуманитарные науки в 3, 4 и 5 классах начальной школы. «Эта школа такая же, как и любая итальянская школа. Дети здесь очень сильно отличаются от русских детей - они свободнее выражают собственные идеи, дают выход своим фантазиям и идеям. Это фактически базовое различие школьных систем. Здесь учатся дети из смешанных браков, и они говорят как на русском, так и на итальянском языках без акцента. Также есть индивидуальные программы для детей, которые приходят в школу без каких- либо знаний по итальянскому языку, и через несколько месяцев они уже начинают говорить. Эта школа очень важна для детей, которые приехали из Италии, потому что итальянский ребенок привык играть во дворе, в саду дома, где он живет (исключая, пожалуй, большие города типа Милана). В России он оказывается в довольно сложной ситуации - единственное место, где можно поиграть и пообщаться с друзьями, это школа».
    Рами Мохаммад учит детей английскому языку: «Конечно, детям очень трудно учить два иностранных языка сразу - русский и английский. Но мне удается с помощью игр и песен привлекать их внимание, и английский уже не является для них таким сложным предметом. В первом классе они практически не пишут, чтобы не путать английский со своим родным языком. Атмосфера в школе практически «семейная», все дети друг друга знают. Ещё очень важно, чтобы дети высказывали свое мнение, потому что если ребенок будет держать эмоции в себе, в конце концов может произойти «взрыв».

Дети
    Джорджия, ученица 3 класса начальной школы: «Я проучилась в этой школе почти год: закончила в прошлом году второй класс и сейчас учусь в третьем. Мне здесь нравится». Действительно, по тому, как дети резвятся в коридоре, видно, что чувствуют они себя в этой школе отлично. На стенах висят рисунки и аппликации детей, и они этим очень гордятся.
    Дима, ученик пятого класса: «Когда я пришел сюда в прошлом году, я не знал итальянского. Но со мной занимались, и через три месяца я уже заговорил. Друзья у меня в основном из других классов».
    В коридоре, пока дети собираются домой (их развозят на школьных автобусах, а за кем- то приезжают родители), царит полный беспорядок. Зато потом наступает абсолютная тишина, но становится понятно, что это только до половины девятого следующего утра, когда детские голоса снова наполнят эти комнаты и возникнет ощущение, что находишься не в Москве, а в каком- нибудь итальянском городе.

История

    Итальянская школа в Москве имени Костанцы Винчи начала свою деятельность в 1975-1976 учебном году и в течение нескольких лет находилась в помещениях, предоставленных Посольством Италии.
    Начиная с 1987 года, школа приобрела законный статус и Начальная школа, так же как и Средняя школа, получили официальное признание. В этот начальный период своей деятельности школа работала в основном для детей сотрудников Посольства Италии, ИЧЕ и работников других итальянских предприятий, расположенных в Москве.
    В 1988 году на основе договора с УпДК, школа получила в аренду здание Российской Музыкальной Школы в Юго-Западном округе Москвы. Еще через три года Детский сад при школе был также официально признан Министерством иностранных дел Итальянской Республики. Изменившиеся социо - политические условия в стране и за её пределами привлекали к школе всё большее внимание, увеличилось число учеников - не итальянцев, которые хотели посещать Школу Костанцы Винчи. Таким образом, школа снова столкнулась с проблемой размещения: необходимо было найти новое, более безопасное и просторное место.
    Наконец, после долгих поисков и стараний, в 2000 году все то же УпДК отдало школе просторные и удобные помещения на втором этаже здания на Ленинском проспекте. Раньше там находилась одна из самых известных и престижных школ Москвы - Американская школа. На других этажах здания находятся также Школа танца УпДК, Японская и Югославская школы. Территория школы окружена забором и постоянно охраняется. Также имеется каток.
    Переезд в новое здание, стабилизация квалифицированного и опытного преподавательского состава, период экономического развития Российской Федерации способствовали тому, что, начиная с 2001 учебного года, к школе вернулся всеобщий интерес, угасший в середине девяностых. Школа представляет собой организацию, способную дать серьезную образовательную подготовку, а не только инструмент распространения итальянского языка и культуры внутри одной из самых интересных политических и культурных общностей мира.
    Сейчас школа сотрудничает с московской школой № 136, где есть экспериментальная итальянская секция для старшеклассников.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
Rambler's Top100    Rambler's Top100