Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 10(74)
Крестьянский антиквариат

    В Московском центре искусств снова показывают крестьянское искусство русского Севера.
    Через два года после первой выставки на Неглинной из Вологды приехала вторая экспозиция под названием “Крестьянское искусство”. На сей раз известная коллекция Михаила Сурова представлена “товарами для детей”. Устроители ограничились детскими санками, люльками и детскими прялками, сделав довольно аскетичную экспозицию. Никаких этикеток с подписями нет: видимо технология собирания этих вещей не предполагала детального изучения. Сами посудите – в коллекции Сурова около ста двадцати пяти тысяч предметов, – чтобы только описать такое собрание нужно несколько лет.
    Впрочем, в прошлый раз – с рубелями и трепалами – было посложнее: трудно предположить, что, скажем, служащий Центробанка, по дороге с работы зашедший в здание по соседству – на Неглинную 14, прекрасно себе представляет, что такое трепало или набелки и зачем нужен опечник. А санки – они и есть санки, – чего тут непонятного. Пояснить нужно, пожалуй, лишь то, что детские прялки – это не игрушка, а самый настоящий интрумент для работы – девочки с возраста 4-6 лет учились обращаться с ним. От “взрослых” прялок они отличаются лишь малым размером и более тонкой и занимательной росписью.
    Однако именно те самые тривиальные санки оказываются откровением. Такого красочного и изощренного декора как-то не ожидаешь от предмета, на который помещают самую прозаическую часть тела. Кажется, что эти штуки сделаны исключительно для того, чтоб их разглядывать.
    Коллекционировать Суров начал уже давно. Он успел даже отсидеть семь лет в тюрьме, еще при советской власти, – по статье “за незаконные валютные операции”. Эту статью так и называли - “коллекционерской”, она с успехом применялась против “чуждых элементов”, охваченных коллекционерской страстью. Освободившись, Суров взялся за старое. Теперь он – депутат областного законодательного собрания и предприниматель: его люди скупают грибы и ягоды в дервенях Вологодской области, а заодно и старье всякое. Можно сказать, собирательство поставлено на широкую ногу.
    Между тем крестьянское искусство, которым восхищаются в городах, кажется, все больше остается в прошлом. Коллекция Сурова с каждым годом становится собранием крестьянского антиквариата. Никто в деревнях XXI века не делает люлек, не расписывает санок. Впору показывать такие выставки самим крестьянам.
    В столицу, правда, подобные экспозиции тоже нечасто заезжают. Пусть хоть городские жители, увидят расписные санки и прялки на Неглинной, 14.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Чему “Партия жизни” научилась у Сильвио Берлускони? ¦  Антиутопия. Приложение ¦  АФИША
Rambler's Top100    Rambler's Top100