Номер 16(80)
«Травиата» в “Большом”
«Травиата» в постановке Франко Дзефирелли гостила в Москве всего три дня. Стоит ли говорить, что в Большом театре был аншлаг. Многие московские зрители помнят, как еще в советский кинопрокат вышел фильм 1982 года с Пласидо Доминго и Терезой Стратас. Пышная киноверсия «Травиаты» исподволь выстраивала картину ожидаемого. Надо думать, такая реакция предвиделась организаторами, хотя с момента съемок той оперы прошло уже более двух десятков лет, и всего в карьере восьмидесятилетнего Дзефирелли постановок «Травиаты» было не менее двадцати, а нынешняя ставилась первоначально в маленьком провинциальном театре. Тем не менее, ожидания оправдались. На сцене Большого явственно звучали отголоски зрелища, за которое Дзефирелли прозвали «певцом роскоши».
Хотя для самого режиссера главным ориентиром остается не фильм, а постановка 1958 года с Марией Каллас. Дзефирелли утверждает, что для него концепция «Травиаты» с тех пор неизменна.
Оперу привезли из маленького городка Бусетто, в котором когда-то родился Верди. Театр, носящий имя великого композитора, имеет сцену намного меньшую по размерам, чем в Большом; так что декорации пришлось переделывать для нового масштаба. В центре сцены на черном пластиковом ступенчатом пьедестале возведена была прозрачная конструкция из незамкнутых цилиндров. Они вращались и открывали артистам доступ в центральный круг, диаметром два-три метра. Остальная декорация фрагментарно напоминала о классической кинопостановке 1982 года, но в целом была более лаконичной. Костюмы тоже заставляли вспоминать о фильме, а главной героине пришлось менять платье не один и не два раза.
Партию Виолетты исполняла молодая певица Стефания Бонфаделли, роль старого Жермона исполнял Ренато Брузон, а Массимо Джордано выступил в роли Альфреда. Исполнители заслужили зрительские овации, особенно Ренато Брузон, опыт и голос которого, несколько выделяли его из состава артистов. Правда, не очень гладко прошло соединение музыки с голосами, здесь некоторых упреков залсужил оркестр под управлением Массимилиано Стефанелли. Думается, что аура дефиреллиевского авторитета и музыка Верди, покрыли все недостакти в глазах и ушах зрителей. А особой зрелищности спектаклю добавил испанский балет Baletto Sagnolo di Lucia Real & El Camborino разукрасивший бал у Флоры дробью катаньет и каблуков.
|
|