Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 16(80)
Выставка по телефону

    В Третьяковской галерее открылась выставка «современного русского художника №1». Илья Кабаков представлен своими альбомами, созданными в период с 1970 по 1975 год.
    Выставка будет состоять из двух частей: сейчас выставлены пять альбомов, в январе покажут еще пять. Таким образом, будут показаны десять знаменитых кабаковских персонажей.
    Каждый альбом носит название, с указанием имени главного действующего лица: «Украшатель Малыгин», «Вокноглядящий Архипов», «Анна Петровна видит сон» и так далее. Каждого из них можно было бы назвать альтер эго Кабакова, каждый демонстрирует определенный тип ущербности в восприятии внешнего мира. Философские портреты невротических персонажей построены из монологов окружающих, абсурдных или самых обыденных фраз, написанных таким же безликим почерком, как на бюрократических стендах, висевших в учреждениях советского времени. Дополняют их рисунки, выполненные в духе советской оформительской графики.
    Эффект, которого добивается Кабаков, больше чем создание советской антиутопии, хотя именно эта сторона его творчества более всего известна на Западе. В поле зрения художника проблемы маштабные, общечеловеческие. Он вскрывает структуру языка, которым описывается мир, и за элементами этого языка проступает жутковатая пустота. Это неприятное ощущение, посещающее внимательного зрителя, и сделало Кабакова одним из самых почитаемых концептуалистов в мире.
    Он стал знаменитым еще до отъезда из страны. В 1970-80-х его мастерская была меккой для продвинутых художников и западных искусствоведов. Там находилось то, что и по сей день составляет образ Кабакова в глазах российского зрителя: альбомы и инсталляции, вроде “Человека, улетевшего в космос” и “Мусора”. Правда, знакома соотечественникам еще и книжная графика, которой долгое время зарабатывал на хлеб Илья Иосифович, и легендарный детский журнал “Мурзилка”, где работали многие художники андеграунда.
    Между тем Кабаков уже четырнадцать лет как уехал, и то, что он делает, разъезжая по миру, немного другого свойства. Он везде теперь известен, как изобретатель тотальной инсталляции – произведения, охватывающего все выставочное пространство, учитывающего цвет стен, мебель, освещение, структурирование простанства. Кабаков просчитывает реакцию зрителя и стремится полностью контролировать ее.
    Он по-прежнему эксплуатирует советскую тему, и она странным образом работает: советский миф – все еще экзотика для западного зрителя. По какой бы причине Кабаков ни избегал приезда на родину, понятно одно – здесь эта тема давно наскучила. Кабаков и сам стал почти мифом для россиян. С момента отъезда (с 1989 года) до 2003 года в России прошла только одна его выставка. Стоит признать, что «русский художник №1» мало известен соотечественникам. Зато здесь почитатели его таланта самые преданные, отчасти их стараниями значение художника раздуто до мифических размеров.
    Выставка Ильи Кабакова в Третьяковской галерее должна была состояться рано или поздно. Не могли на родине обойти вниманием художника, который уже четырнадцать лет покоряет мировые музеи и художественные рейтинги, к тому же имеет на родине преданный «фэн-клуб». Такая выставка гарантированно должна была стать заметным событием. Что и случилось.
    Выставку в Третьяковке и ее резонанс не трудно было прогнозировать, а вот то, что Кабаков будет делать экспозицию по телефону, а показывать будут факсимильные копии альбомов художника, трудно было ожидать. Хотя последнее время все к тому и шло. Семидесятилетний юбилей «главного современного русского художника» отмечался в конце сентября этого года. Москва откликнулась двумя экспозициями: Государственный центр современного искусства сделал экспозицию “Избранные места”, а Московский дом фотографии показал “Фото и видео документацию жизни и творчества”.
    Первая выставка показывала обрывки кабаковского наследия, сохраненного здесь, в московских коллекциях. На удивление бедная экспозиция компенсировалась пафосными речами о значении Кабакова, как художника. Именинника поздравили заочно, хотя и искренне. В Московском доме фотографии вообще представили только фоторассказ о нем: Кабаков в мастерской, Кабаков в Нью-Йорке, Кабаков с Жаном Тэнгли и т.д.
    Из Третьяковки тогда, в ответ на закономерные вопросы, будет ли выставка в крупнейшем московском музее, поступила информация, что мастеру, живущему в Нью-Йорке, предлагали сделать выставку, но тот потребовал каких-то официальных извинений, за прошлое непризнание что ли, и не получив таковых, остался праздновать юбилей в другом полушарии.
    Однако через два месяца выставка в Третьяковке все же состоялась. Подготовил ее отдел новейших течений, возглавляемый Андреем Ерофеевым, чья коллекция влилась в фонды галереи не так давно. Собственно говоря, и кабаковские картинки на выставке – это его, Ерофеева, бывшая собственность. Факсимильные копии альбомов он получил от Кабакова еще до отъезда того из СССР.
    Оформление экспозиции действительно было продиктовано художником по телефону и прислано в чертежах по факсу. Такой дистанционный творческий процесс выглядит не меньшим абсурдом, чем тексты кабаковских альбомов. Художник, до сих пор возглавляющий списки авангардистов, представлен старыми работами, которые претендуют на звание классики московской концептуальной школы – своего рода хрестоматия для соотечественников. Но почему-то – в копиях. К тому же сам мастер не приехал, как будто не хочет развеивать миф о себе.

Третьяковская галерея на Крымском валу. Первая часть – до 18 января, вторая часть – с 27 января по 29 февраля.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
«Травиата» в “Большом” ¦  АФИША
Rambler's Top100    Rambler's Top100