Номер 3(48)
Итальянские оперы на русской сцене
Московский камерный музыкальный театр отметил двойной юбилей: 90-летие со дня рождения великого оперного Мастера, основателя и бессменного руководителя Театра Бориса Покровского и 30-летие его детища.
В юбилейных интервью Борис Александрович не уставал повторять: «Я убежден, что культура – основа существования нации. Не экономика, а культура. Именно культуру следует развивать правительству, если оно хочет, чтобы развивалась экономика. Именно культуру надо спасать, потому что без культуры нация существовать не может».
Развитием культуры и занимается мэтр оперного искусства всю свою жизнь, являясь первооткрывателем мировых шедевров на родной сцене. Юбилей был ознаменован постановками одноактных опер великого итальянца Джакомо Пуччини, чьи шедевры: «Богема», «Тоска», «Чио-Чио-сан» - украшают оперные афиши всего мира. В сравнении с ними сценическая судьба триптиха: «Плащ», «Сестра Анджелика» и «Джанни Скикки», гораздо скромнее.
У Покровского оперы позднего Пуччини исполняются впервые. Как нередко в Камерном театре, исполняются на языке оригинала – в данном случае, на итальянском. Театр выбрал две контрастные оперы – драматическую «Плащ» (реж. И. Меркулов) и острокомедийную «Джанни Скикки» (реж. В. Федоренко). «Плащ» - о трех несчастных судьбах хороших, добрых и простых людей. Хозяина баржи Микеле (В.Шимаров) разлюбила жена Жоржетта (Т. Яценко), отдав свое сердце молодому грузчику Луиджи (Л. Казачков). В финале муж убивает разлучника, накрывая его тело роковым плащом. Минутой позже он распахнет его, предлагая супруге укрыться, и остолбеневшая Жоржетта увидит бездыханного возлюбленного.
В каждый образ исполнители вкладывают эмоциональный опыт, почти исповедальную страсть, вокальное мастерство – по такому максимуму, что за звучанием голосов и драматическими перипетиями действия вырастает образ мира. Бьется пульс большого многоликого города, который «увлечен» своими ритмами и проблемами, не замечая драмы своих обитателей. Собственно, город (по замыслу Пуччини и литературной первооснове это был Париж) и не показывается на сцене. Что не значит – отсутствует. Его суетливое равнодушие встает из щемящего одиночества и отверженности, которыми «опутаны» его дети.
Удивительно, как Театру (дирижер В. Агронский) удалось переложить пуччиниевскую партитуру, написанную для полнокровного оркестра, на скромный камерный оркестровый состав - без потерь в музыкальном богатстве и мелодической полнозвучности. В «Плаще» опорными точками философии и поэтики Театра остались музыка и человеческие характеры, на которых «возведено» трагическое содержание оперы.
«Джанни Скикки» - опера веселая и искрометная. Фантазия Пуччини «оттолкнулась» от фрагмента «Божественной комедии» Данте. Джанни Скикки – обитатель восьмого круга преисподней, где терпят наказание лжецы, обманщики и фальсификаторы. Дантевский герой «...испуская крики, скреб о жесткий камень животом». Ловкий плут наказан за то, что лег в постель умирающего и продиктовал нотариусу завещание, по которому все наследство старика оставлял себе.
Отрицательный литературный персонаж в опере стал героем, если не положительным, то исключительно симпатичным: сообразительным, ловким, предприимчивым, остроумным. Эти милые плутовские черты Джанни противостоят алчной и чванливой флорентийской знати, пекущейся о собственной выгоде.
Веселая энергия и молодой задор артистов находят себе выход в стилизованных масках знаменитой итальянской комедии дель арте: гротесковый герой-выдумщик (А. Яценко), дуэт влюбленных (Ю. Моисеева и С. Остроумов), туповатые старики (В. Боровков, А. Утенова), хитрый доктор (В. Федоренко)… Блестящую озорную комедию с легкой карнавальной иронией передают артисты и получают, как кажется, огромную радость от пребывания на сцене, а мы, зрители, от встречи с ними.
Красиво и стильно убранство сцены – замечательный художник Станислав Бенедиктов верен себе, создавая атмосферу точными и лаконичными деталями.
|