Номер 3(83)
Итальянское кино в Москве
И в этом году, как и семь лет назад, фестиваль N.I.C.E. , “New Italian Cinema Events”, более известный как Фестиваль нового итальянского кино, проходящий обычно в последнюю неделю февраля, прошел в Московском Доме Кино.
Забитый до отказа зал на фильме «Юрий», открывшем фестиваль. Во время фильма «Сладкая жизнь» Федерико Феллини, первой мировой полной версии, отреставрированной благодаря помощи Медиасет (“Cinema Forever”), многим, к сожалению, нужно было возвращаться домой. «Феллини мы считаем неким предшественником,»- так объясняет Наум Клейман, директор музея, включение фильма в репертуар, обычно рассчитанный на начинающих кинематографистов. Цензура и непонимание подстерегали и Феллини, как об этом помнит Клейман, думая об отказе советской Москвы в показе «Сладкой жизни», и по воспоминаниям Грации Сантини, исполнительного директора Фестиваля, упоминающей язвительную критику в адрес фильма «Надувательство» все того же Феллини. Идея дать пространство и видимость качественному итальянскому кино, которое за границей часто остается без внимания, появилось у Итальянского Института Культуры приметно семь лет назад и ее предложили дирекции Московского Музея Кино. «Сначала,- рассказывает Клейман,- нас эта идея не очень вдохновила. Конечно. Феллини, Висконти, Пазолини, Росселлини и у нас здесь очень любили, но нас немного пугало то, что мы не знали, как зрители воспримут более современное итальянское кино, снятое малоизвестными в Италии и практически неизвестными в России режиссерами, хотя Фестиваль довольно удачно проходил в таких различающихся между собой по культуре и традициям странах, как Соединенные Штаты, Франция, Марокко, Израиль. Однако потом, начиная с первого фестиваля, мы отмечали поразительное количество посетителей, и сейчас Фестиваль Итальянского Кино стал событием неотъемлемым и постоянным. Каждый год залы заполняют молодые, надеющиеся режиссеры и кинематографисты, киноманы, студенты, преподаватели, сотрудники фирм, которые имеют деловые контакты с Италией, и просто любопытные. Может быть, немного чувствуется нехватка более взрослой публики,- продолжает он,- и в самом деле, возраст тех, кто приходит на фестиваль, составляет примерно 20- 35 лет. Тем не менее, энтузиазм наших новых поколений – это большая для нас поддержка, и каждый год наша мотивировка обновляется». На вопрос, касающийся верности и любви к Фестивалю, Клейман отвечает предположением: «Первая значительная причина успеха мероприятия состоит, возможно, в самой типологии тем, которых касаются предстваляемые фильмы. Это кино, снятое молодыми для молодых, где разговор в основном о разных неприятностях, с которыми мы сталкиваемя с молодости: работа, семья, общество, личные отношения, расматриваемые через призму новых поколений, которые в Италии, в России и вообще в целом похожи. Во- вторых, итальянское кино любят, так как оно отражает «полноту жизни», которая сопровождает даже самые сложные моменты в жизни человека или критические времена в истории. Оно не столько опирается на описание этики, богатства и славы, сколько на описание именно этой полноты. Помимо этого, итальянское кино является иконоборческим и анти- Голливудским и оно всегда пропитано очаровтельными чертами национального характера. Открытость, легкость, чувство юмора, непредсказуемость, которые смешиваются в произведениях самых великих режиссеров с небольшой долей философии. Может быть, романтизм и чувство надежды, которыми были полны фильмы наших первых фестивалей, слегка притупились; впрочем, мы все живем в трудное время, и это не может не отражаться на творчестве режиссеров. И все же, наравне с трезвостью и объективностью, прочно занявшими свое место, пробила себе путь и комедия». То есть, признание того, что проблемы есть, но и желание / умение избавиться от них, посмеявшись над ними. В этом году репертуар тоже довольно разнородный, как в отношении затронутых тем, так и настроений и техники исполнения. Ликование по поводу фильма «Юрий», повествующего о вундеркинде, которого душит слишком амбициозный и властный отец, что, в принципе, с точки зрения сюжета довольно распространено, но при этом сценография и съемки выполнены мастерски. Энтузиазм в отношении «Коровьего дождя», где практически с легкостью Бениньи рассматривается такая серьезная тема, как жизнь инвалидов в обществе, и полный зал на обсуждении после показа фильма «Остров», который буквально заколдовал российских ребят мирными идиллическими образами и миражом горячей, золотой Сицилии, в противовес десятиградусному морозу на Краснопресненской и в окрестности. «Эмма- это я», забавная семейная комедия, завоевывает солнечностью страстной игрой актрисы, исполнившей главную роль, которая, кстати, присутствовала во время демонстрации фильма. Огромное впечатление производит также чистый дескриптивизм «Отца семейства», «Максимальная скорость», «Северный полюс», несмотря на яркие краски изображенной итальянской реальности. Однако русская и итальянская чувствительность оказываются немного различными, и проявляется эта разница в восприятии фильма «Лучший друг», комедии, разоблачающей внешние доброту и терпимость в отношении расовой интеграции. Очень удачным оказалось сравнение одного российского зрителя между фильмами и русскими классиками, что через описание каждодневной, прозаической жизни они подводят зрителя к размышлениям о глобальных вопросах. Но верно еще и то, что если присутствующие итальянцы были в восторге от оригинальности и актуальности темы, то русские при всем своем желании не смогут полностью понять всю комичность, потому что размеры высмеиваемой «политической корректности», навязанной Америкой Западу, тут еще совсем неизвестны.
Организация Фестиваля в этом году была связана с большими трудностями, прежде всего, финансовыми. Пришлось столкнуться с отсутствием спонсора (Министерство Культуры несет только 70% всех затрат). А Комуне города Флоренции, второму покровителю мероприятия, пришлось потрудиться, чтобы привезти в Музей Кино восемь полнометражных картин этого сезона. К сожалению, ни Консульство, ни Итальянский институт культуры в Москве не смогли ничем помочь, в то время как в Санкт- Петербурге, куда Фестиваль приезжает уже второй год и проходит практически одновременно с московским, дела идут лучше в том, что касается финансовой поддержки. Это, в принципе, парадокс, потому что Питер не может похвастаться такими полными карманами, как столица (отличный повод для размышления). Так что Петербург в этом смысле теперь следует за Нью- Йорком и Сан- Франциско, где солидарность с итальянскими кинематографистами выражается в форме скидок, льгот, услуг. И огромная благодарность организаторам, которые сделали действительно все возможное, чтобы найти необходимые средства. Все же знают, что «ангажированное» кино никогда не бьет кассовых рекордов, а иногда, к сожалению, даже не удается продать все билеты.
И все же, на закрытии Фестиваля звучит хорошая новость, которая, кажется, означает, что молодое и гениальное итальянское кино покидает свой «заколдованный круг». Уже заключены соглашния с Интерсервисом и Росфильмом на распространение в России фильмов «Юрий» и «Эмма- это я». Немного солнца после темных красок, что сгустили итальянские организаторы во время речи на открытии, говоря о продажах фильмов фестиваля как на национальном, так и международном уровнях. В Италии фильмы хорошего качества страдают не только от голливудской гегемонии, сопровождающейся комедией по- итальянски типа «Рождественские каникулы 1, 2, 3» и т.д, но и от того, что им не хватает государственной защиты в отношении прав на распространение, которые за границей парадоксальным образом предоставляют таким колоссам, как Buenavista. Однако в таких странах, как Россия, итальянские фильмы молодого поколения не могут пробить себе дорогу из- за своей цены, пока еще слишком высокой для экономики стран восточной Европы. Шаг Росфильма и Интерсервиса- хорошее предзнаменование, и кажется практически первым шагом на пути к реализации проектов, которые обсуждались на переговорах,прошедших между итальянским Министром культуры и господином Шиковым, где была признана необходимость познакомить молодых людей обеих стран с их новым кино, литературой и драматургией. Однако, есть и еще хорошие новости для киноманов и тех, кому интересна итальянская культура и кто не смог попасть на фестиваль в этом году или пропустил прошлые фестивали: при Музее Кино будет организована видеотека Фестиваля, которая будет содержать все кинофильмы, представленные с 1998 года по настоящий. Они будут доступны на DVD и смотреть их можно будет бесплатно. Россиянам же будет приятно узнать, что флорентийцы решили ответить на гостеприимство москвичей и петербуржцев. Сейчас в стадии разработки находится Фестиваль Русского Кино во Флоренции, который представит новинки русского кино в Италии. «Один из главных ресурсов кино, и особенно кино европейского,- рассуждает Клейман,- состоит в способности обращать внимание зрителя на детали, оттенки, все то, что отличает даже в малейшей степени одно общество от других и делает его особенным. Именно схватывая эту разницу зритель имеет дальнейшую возможность понять, что его культура разделяет с другими, чем от них отличается и, в общем, из чего состоит. в конце концов, мы двигаемся вперед с уверенностью, потому верим в то, что людям рано или поздно надоест питаться в «Макдональдс».
|