Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 6(86)
Судить и награждать

    Ситуацию в том или другом виде искусств в любой стране мира можно распознать издалека, даже не вдаваясь в подробности.
    Достаточно посчитать количество премий и конкурсных фестивалей, разобрать их калибр и достоинство. В российском кино, например, достаточно много профессиональных наград и форумов, но ни одного по-настоящему крупного. Это вполне описывает современную ситуацию с кино в России – после длительного перерыва кинематографисты начали снимать, запустили производство, делается много интересного, но на нужный общий уровень еще не вышли. В театральной сфере премий едва ли не больше – Мельпомена разнообразна и благосклонна к российскому театру, значит – уже есть и еще будет кого награждать.
    Российские литераторы имеют свои большие и малые премии, некоторые из них неприносят лауреатам ни гроша, однако очень уважаемы. Музыканты всех мастей, танцоры классического и нового направлений тоже имеют свои судилища и награды. Изобразительное искусство на этом фоне оказалось в тени. Почему? Неужели никто не решается судить о том, что такое хорошо, и что такое плохо в сфере изящных искусств. Отчасти именно так. По инерции существует (и, возможно, всегда будет существовать) Государственная премия. С механизмом выдвижения, с прозрачной системой до момента предварительной выставки, которая презентует некий «шорт-лист» - финальный набор претендентов, и абсолютным произволом после – когда жюри совещается в кулуарном порядке.
    Постоянно возникают и сгорают в течение года новые попытки судить и награждать. Премия «General Satellite», присуждавшаяся в прошлом году на ярмарке «Арт-Москва» – яркий пример тому. Денег на второй год спонсоры, видимо, уже не дали. Собственная премия «Арт-Москвы» – единственная пока альтернатива государственному премированию.
    Успех ярмарки современного искусства, прошедшей в конце мая этого года, показал, что художественный рынок налаживается. Продажи превысили все ожидания и перевалили за рубеж в два миллиона долларов (с учетом всех отложенных до окончания ярмарки сделок). Вслед за материальной стороной дела, а может, и предваряя экономические перемены, меняется искусство. Возвращение к забытым, в годы радикальной ломки изобразительного творчества, принципам станкового произведения идет в ногу с востребованностью интерьерных украшений. Строительный бум стихает – надо обставлять жилища, вот и потянулись российские нувориши на художественные ярмарки и в галереи.
    На фоне зарождающегося благополучия весьма символично выглядела новая премия в области станковых искусств – «Мастер». Итоговое награждение и выставка лауреатов состоялись во время проведения «Арт-Москвы». Происходило все в культурно-развлекательном центре «Арбат» на Новом Арбате. Здесь награждали Нину Котел, получившую приз Экспертного совета в номинации «графика», Константина Батынкова, завоевавшего приз в той же номинации, но уже по версии жюри арт-критиков и журналистов.
    Третьим лауреатом, снискавшим признание обоих жюри в разделе «живопись», стал Михаил Рогинский. Художник, с 1978 года живущий в Париже, лишь недавно стал активно участвовать в выставочной жизни Москвы. В 2002 году его большая персональная выставка в Третьяковской галерее потрясла многих. В России почти никто не видел такого Рогинского, известного своими ранними работами, и попавшего, благодаря им в список классиков нонконформизма. Новые картины, написанные уже в эмиграции, но все о том же – о Москве, о ее людях, домах, трамваях, кухнях, - были почти откровением. Мастерство и мудрая проницательность сложились в пронзительную (хотя и совершенно спокойную на первый взгляд) живопись. Очень здорово, что известные искусствоведы, художники и арт-критики сошлись на имени Рогинского, тем более, что тяжело больному художнику, который находится сейчас в Париже, такая поддержка соотечественников совсем не помешает.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Планы Флорентийского Общества ¦  Букеровская премия размножится ¦  Италия на Итальянской улице ¦  АФИША
Rambler's Top100    Rambler's Top100