Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 7(87)
Более тридцати лет
в Москве работает школа имени Костанцы Винчи


    Стены выкрашены в яркие цвета. Публика смеется, радуется представлению «Тореро Камомильо”. Речь идет о представлении, которое по традиции в конце года устраивают все итальянские дети – и большие и маленькие, учащиеся итальянской (начально-подготовительной и средней) школы имени Костанцы Винчи. И даже кажется, что находишься не в России, не в Москве на Ленинском проспекте, а где-нибудь на виа Верди или виа Аккадемиа в центре какого-нибудь города Тосканы, Ломбардии или Кампании. Банкет после спектакля дает родителям прекрасную возможность поболтать. И пока они запивают макароны фантой, у них находится много общих тем для разговоров, ведь все они служат изящному и блистательному искусству пребывания в Москве в своем итальянском качестве. Участие в школьном празднике принимают и представители итальянского консульства, а также некоторые деятели итальянской культуры. Как и предполагалось, через некоторое время большие дети удаляются. Они заполонили небольшое футбольное поле и, не желая упустить этот прекрасный солнечный день, собираются устроить матч в подражание нашей национальной сборной, а взрослые пусть рассуждают о российском ВВП или о результатах европейского чемпионата.
    Эта частная школа, официально признанная итальянским государством, была основана в 1972-1973 году по инициативе и при непосредственном участии самой Костанцы Винчи, супруги тогдашнего посла Италии, и была названа ее именем. А относительно недавно школа переехала из здания посольства (в Денежном переулке, в районе Старого Арбата) в помещение УПДК (на Ленинском проспекте), в современное здание, расположенное к тому же в отличном месте.
    Структура предметов полностью соответствует итальянским министерским программам, разработанным для подготовительных, начальных и средних школ в Италии, а документы об образовании, которые получают дети, официально признаются как в Италии, так и в остальных странах Европейского сообщества. Пять дней в неделю (три дня с 8:30 до 13:30 и два дня с дополнительными занятиями до 16:30) преподаватели с родным итальянским языком активно воспитывают детей через преподавание не только таких традиционных предметов, как история, география, итальянский язык, математика, но и в ходе многочисленных внешкольных мероприятий, как-то: спектакли, занятия живописью, экскурсии в московские музеи и многое другое и, что самое главное, при этом прививают им ценности и традиции итальянской культуры. Важную роль во всем этом деле играет обширная частная библиотека, единственная в Москве, с богатейшим выбором книг на итальянском языке (многие из них были подарены библиотеке супругой Президента Итальянской республики г-жой Чампи во время визита в Москву в 2000 году). Естественно, темы учебных программ сосредоточены на Италии, но большое внимание уделяется и социально-экологической реальности, в которой живут дети. Иными словами, ставится цель помочь им проникнуть в культуру страны проживания путем обстоятельного ознакомления с русским языком и историей России. Таким образом, требования реформы Моратти о введении второго иностранного языка помимо английского не застигли врасплох школу имени Костанцы Винчи, которой Министерство образования предоставляет в принципе большую свободу действий с учетом ее особенного положения.
    Школа по-настоящему стремится быть двуязычной во всех отношениях. Например, преподавание русского языка в качестве первого, учитывая большое число двуязычных детей, строится по программе русской школы. Также русские преподаватели ведут физкультуру, музыку, изобразительное искусство (и, конечно, русский язык), хотя все они свободно говорят по-итальянски. Богатство культур в жизни школы – это одна из главных целей учебного заведения. В связи с такой задачей часто устраиваются маленькие праздники и встречи с учащимися других трех школ, которые работают на других этажах здания – со шведами, финнами и японцами. На этих мероприятиях дети осознают важность изучения иностранных языков, ведь чтобы поиграть с «соседями», им приходится общаться по-английски (или по-русски). В такой интернациональной атмосфере должны уметь ориентироваться и русские школьники, которые тоже здесь учатся. Дело в том, что долгое время школа оставалась привилегией элиты штата итальянского посольства или Института внешней торговли, промышленных компаний и банков. Однако с изменением социально-политической ситуации в России и в мире контингент учителей и учащихся школы имени Костанцы Винчи стал шире. В списке преподавательского состава вдруг появилось много фамилий на –ов и –ова. И это не потому, что многие дети родились в смешанных браках (когда один родитель итальянец, а другой – русский).
    «Итальянская школа в Москве, будучи иностранной школой, пользуется большим успехом и среди русских», - отмечает Паоло Трани, директор школы уже в течение двух лет. В принципе все иностранные школы обладают большим престижем. Помимо того, что многие дальновидные родители высоко ценят долговременное педагогическое значение опыта воспитания в чужой культуре, факт признания образовательных документов в Европейском сообществе служит на пользу российским ученикам, которые в дальнейшем продолжат образование за границей.
    Кроме того, школу посещают и дети из испаноязычной общины Москвы. Дело в том, что в Москве еще нет испанской школы, что главным образом объясняется особой политикой испанского правительства, которое делает упор на заочном образовании. Для испанских детей, проживающих за границей, или в более широком смысле для детей, чьи родители (из Аргентины, Мексики, с Кубы, из Бразилии и т.д.) ориентируются на испанскую образовательную модель, испанское Министерство образования передает через спутник образовательные программы по разным предметам, благодаря которым дети, немного позанимавшись самостоятельно, могут сдать экзамены в посольствах на получение аттестата. Все же при такой системе оказывается исключенной фигура преподавателя, которая, несмотря на утверждения футурологов о главенстве коммуникации посредством изображений, с педагогической точки зрения остается важнейшим ориентиром становления человека в период физического и духовного развития личности. Поэтому многие испаноязычные иностранцы обращаются в итальянскую школу, учитывая явную близость языков и культур.
    «Итальянский стиль» проявляется также в системе воспитания, более живой, динамичной, стимулирующей свободную инициативу и творчество, и менее репрессивной, чем, например, старая авторитарная педагогика советского образца, которая ставит во главу угла дисциплину. Таким образом, для некоторых неитальянских детей главная проблема состоит не столько в языковом факторе, сколько в необходимости приспособиться к дидактике такого рода. Результаты, в любом случае, ощутимы: все учащиеся школы имени Костанцы Винчи, благодаря значительному культурному багажу, приобретенному здесь, успешно продолжают учебу, как в России, так и за рубежом, не сталкиваясь с трудностями вхождения в новую среду, связанными с пробелами в подготовке или с усвоением норм общественной жизни. Несомненно, есть еще над чем работать. Главные вопросы, стоящие в повестке дня, касаются официального признания документов об образовании, получаемых в школе имени Костанцы Винчи, другими российскими образовательными учреждениями. Если в зоне ЕС, по крайней мере, на бюрократическом и министерском уровне, постепенно расчищается путь к признанию равноценности образовательных документов соответствующих стран, то в России связи между различными образовательными процессами на разных уровнях пока еще ненадежны и сложны, и дети все еще обязаны сдавать экзамены, удостоверяющие их знания. Сейчас разрабатываются проекты, направленные на то, чтобы увеличить степень интеграции между различными школами. Хотя этот вопрос должен решаться, в первую очередь, на министерском и межправительственном уровне, руководство школы имени Костанцы Винчи, в меру своих небольших возможностей, движется в этом направлении, запустив пилотную программу взаимообмена со 136 московской школой. Здесь с недавнего времени три итальянских учителя преподают философию, естественные науки и итальянский язык, по российской методике и по российским программам, но на итальянском языке. Ребята, посещающие их занятия, получают аттестат, пригодный для поступления и в российский ВУЗ, и в итальянский; они уже не должны проходить через традиционный этап учебы на подготовительных курсах в Перудже или в Сиене.
    Для того, чтобы восполнить отсутствие итальянского лицея в школе имени Костанцы Винчи, планируется дальнейшее сотрудничество со 136 школой: будут созданы классы, доступные для российских учеников, с итальянскими преподавателями и/или программами.
    Другие трудности, впрочем, меньшие, связаны с необходимостью приспосабливаться к реформе Моратти, но эта проблема существует для всех школ. Решено с некоторой постепенностью вводить институт многопрофильных наставников (учителей, которые 18 часов в неделю преподают всё, от математики до истории и итальянского языка), вначале, со следующего учебного года, ограничившись первым классом. А что касается трех дополнительных факультативных часов в неделю, предусмотренных планом реформы, их предполагается распределить между углубленным изучением предметов, которым уделяется наименьшее внимание (музыка или художественное воспитание), и физкультурой (прибавив, например, плавание). Так, или иначе, и то, и другое, — по запросу родителей. Это должно происходить параллельно с переустройством некоторых помещений, в настоящее время, мало используемых, и с созданием небольшого легкоатлетического стадиона. Следует отметить, что школьная администрация всегда с большим вниманием относится к потребностям каждой семьи учеников: это находит выражение и в гибком подходе к взиманию учебной платы, и в программах поддержки и адаптации для «новеньких», и в предоставлении школьного автобуса (это только некоторые примеры).
    Высокий воспитательный и образовательный уровень преподавания в школе имени Костанцы Винчи находит широкое признание. Школа имела возможность воспользоваться не только периодической материальной поддержкой со стороны итальянского МИДа; огромная помощь не раз приходила и от известных итальянских компаний, представленных в Москве, таких, как Банк Интеза или Уни Кредито. В частности, благодаря этим фондам, руководство школы может позволить себе работы по ремонту и модернизации инфраструктуры, а также по обновлению мебели, оборудования, дидактических и рекреативных материалов.
    Результаты, достигнутые школой имени Костанцы Винчи, следует признать превосходными, особенно на фоне общей неустойчивости и недолговечности итальянских образовательных и культурных учреждений заграницей. «Италия в этом направлении не ведет значительную культурную политику, подобную той, которую осуществляют Франция, Германия, Англия и, в первую очередь, Соединенные Штаты. Присутствие образовательных систем этих стран за рубежом всячески продвигается, распространяется и, главное, оберегается», — замечает Трани. К сожалению, итальянцы, легко приспосабливаясь к любым внешним условиям, затем не заботятся о том, чтобы официально закрепить сохранность своей культурной самобытности заграницей, что проявляется, в частности, и, главным образом, в области образования. Зачастую это наносит значительный ущерб образованию детей самих итальянских граждан, проживающих заграницей. «У итальянцев есть недостаток: они излишне самокритичны», — продолжает Трани. А ведь иногда их работу следует признавать такой, какая она и есть на самом деле, т.е. хорошо сделанной. «Мы удовлетворены качеством образования, предлагаемым нашим учреждением. Итальянская педагогика похожа на французскую, которая понимает цивилизацию как способ видения реальности: его, в сущности, и предлагают наши учителя. Европейская и особенно итальянская школа дают возможность развить способность к самостоятельному суждению, освоить те инструменты познания, которые могут помочь человеку активно участвовать в интеллектуальной жизни и в прогрессе своей страны, научиться относиться к другим с уважением и терпимостью. Поэтому мы принимаем всех детей.
    Образовательно-воспитательный замысел школы имени Костанцы Винчи подразумевает открытость, сосредоточенность не только на постижении итальянской национальной самобытности, но и на общении и открытости к диалогу с другими культурами. Этот последний фактор приобретает сегодня особую актуальность».

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
Rambler's Top100    Rambler's Top100