Номер 2(93)
Ночной гамбит и турецкий дозор
Было время, лет так десять назад, когда в кинотеатр ходили только очередной американский киношедевр смотреть.
Вспоминая о российских фильмах 1990-х годов, немногое припомнишь (“Сибирский цирюльник”,”Брат 1-2"), а далее тьма. Очередная комедия под Новый год – лишь продолжение надоевшей традиции. От американского киноширпортеба уже подташнивало. Среди хлынувших после открытия занавеса на экраны второсортных картин, из ста фильмов лишь один действительно стоило смотреть. Так называемый бум российского кино свалился на зрителей где-то в 2003 году, когда на экран вышли такие картины, как “Возвращение” (Андрей Звягинцев), “Коктебель” (Борис Хлебников, Алексей Попогребский) и “Прогулка” (Алексей Учитель). Все три фильма были представлены на кинофестивале в Венеции 2003 года, а “Возвращение” даже получило золотого льва, чего не случалось с 1991 года, после с фильма Михалкова “Урга”.
Они отбрасывают все стереотипы. Вновь дают понять, что русский конёк – это не боевики, где очередной крепкий орешек выбивает кому-то мозги, не заботясь о своих, или где чёрные бумеры, в которых едут несколько мужиков с видом уголовников. Наш конёк известен с XIX века – это исследование душевных порывов. И казалось бы: вот они - новые кумиры русского кино. Весной 2004 вышел “Игры мотыльков” (Андрей Прошкин), где сыграли хорошо не только молодые актёры Андрей Чадов и Оксана Акиньшина, но и известный буян и солист группы “Ленинград” Сергей Шнуров. В начале 2005 года дома можно было посмотреть “Курсантов” (Андрей Кавун) – экранизацию автобиографической повести Петра Тодоровского “Вспоминай - не вспоминай”. Очень хороший и очень редкий в наши дни сериал. Его качество можно различить по нескольким пунктам: видна тщательная работа режиссёра не только над текстом, но и с архивами, актёры играют все так, будто на самом деле, не сегодня, так завтра умрут, а самое главное – сериал не длится, как все «мыльные оперы» несколько месяцев (всего 10 серий).
Но тут российские производители вдруг резко рванули к Голливуду, засветились на каннской красной дорожке и повеселили народ «Ночным дозором» (хотя гоблинское название мне больше по душе: “Ночной базар”). Это именно базар: «Эй, ребята, смотрите, какие у на спецэффекты, покупайте-ка билеты недорого. Бери, дорогой, такие спецэффекты, дорогой, не пожалеешь». Потом выясняется, что вновь тебя обманул этот продавец. А теперь и “Турецкий гамбит”…
Очень популярный писатель рафинированных детективов из прошлой жизни Борис Акунин никак не поддается экранизации. Видимо то, что больше всего прельщало в его книгах, – стилизация под русскую литературу 19 века – и является камнем, о который спотыкаются все кинорежиссеры. Первый сериал про Эраста Фандорина, который транслировался на первом же канале ТВ, довёл бодрую бабушку до сна. Вторая экранизация смахивает одновременно на лубок и на видео-клип о русско-турецкой войне. Однако ж публика валом валит. Так что же она вкушает так дисциплинированно?
1877 год, война между Россией и Турцией, шпион-убийца, любовь и кровь – все элементы занимательности налицо, а ее – этой самой занимательности-то – и нет . Исполнитель главной роли опять не дотягивает до таинственности и силы Фандорина. Эта роль менее всего подходит для Егора Бероева, хотя тот честно пытался с ней бороться), вновь великолепен Гоша Куценко (его везде спасает юмор). Только лишь роль Варвары Суворовой удалась на славу (хоть на этот раз в кастинге не ошиблись). Кстати, то, что новый блокбастер создали продюсеры “Ночного дозора”, о чем все время напоминает реклама, видно сразу: и книга в основе неплохая, и спецэффектов много, а фильма нет.
Остаётся нерешённый вопрос: в чем же путь развития российского кино. Куда оно метит: в Голливуд, привлекая зрителей похожестью на “их” фильмы, или остаться верными себе, при этом улучшая сценарии и картинку? Если судить по 2004 году и небывалому рейтингу “Ночного дозора” (всё-таки послушались люди голоса в телевизоре - пошли в кино) и догоняющему его по популярности Турецкому гамбиту”, то получается первый вариант. Если – по тому, что именно “Возвращение” получило приз, и именно этот фильм и “Прогулка” до сих пор идут в кинотеатрах (уже два года), то можно надеяться на самобытное российское кино. А скорее всего, будет как везде: заполненные залы на подделки под Голливуд, держащиеся на мощных рекламных финансах, и полупустые - на осененных призами российских лентах.
|