Номер 6(97)
Нефть и передел административного ресурса
Борьба гигантов
Решение "Газпрома" о приобретение 72% компании "Сибнефть" за $13 млрд. долларов ни для кого не стало неожиданностью - владельцы "Сибнефти" уже несколько лет пытались продать актив, достаточно вспомнить неудавшееся объединение этой компании с "Юкосом" летом 2003 года. С другой стороны, очевиден и интерес "Газпрома" к нефтяным активам - вспомним, опять-таки, что главным претендентом на "Юганскнефтегаз" на аукционе в декабре 2004 считался именно "Газпром".
Тем не менее, приобретение "Сибнефти" является важным шагом в развитии противостояния "Газпрома" и "Роснефти", которое может привести к серьезной концентрации нефтяных активов в собственности государства. Приобретение активов "Юкоса" почти год назад дало "Роснефти" возможности усилить свой вес в экономике - из мало прозрачной государственной компании с добычей нефти 22 млн. тонн в год и потенциальной стоимостью $8 млрд. она превратилась в структуру, добывающую 70 млн. тонн в год и капитализацией $30. млрд. Конечно, по размеру капитализации она все равно значительно уступает Газпрому - если два года назад его капитализация составляла чуть более $50 млрд., то теперь она выросла до $120 млрд. Но с точки зрения политического веса компании, то есть ее способности генерировать потоки для финансирования выборов, капитализация не является главным параметром, ключевым словом является "прозрачность". Непубличной "Роснефти", пусть даже она оценивается в четыре раза дешевле "Газпрома", гораздо легче перенаправить свои финансовые потоки на политические цели, чем "Газпрому", которому необходимо отчитываться как перед держателями его акций, так и перед держателями его облигаций. Так что скажем прямо, оставив в стороне рассуждения о промышленной стратегии "Газпрома" - покупка "Сибнефти", которая была одобрена в рекордно короткие сроки (всего за 3 месяца), была сделана главным образом для того, чтобы предотвратить дальнейшее усиление "Роснефти" и ее превращение в главного игрока на выборах 2008 года. Этой и подобными сделками фактически решается вопрос о том, какая из монополий- нефтяная или газовая - получат больше шансов влиять на выбор преемника Владимира Путина.
Башкирские активы
Покупка Сибнефти, вполне возможно, станет лишь промежуточным этапом в формировании контуров нефтегазового сектора России. Еще один нефтяной актив на выданье - это компании башкирского ТЭКа, которые до недавнего времени контролировались семьей президента Рахимова, но в августе-сентябре этого года значительные пакеты этих компаний были проданы телекоммуникационному холдингу АФК "Система".
Напомним, что в 2003 году активы ряда компаний башкирского ТЭК были переданы под контроль компании "Башкирский капитал", владельцем которой является сын президента Муртазы Рахимова. Поскольку процесс передачи активов был сделан не путем приватизации предприятий, а через дополнительную эмиссию их акций и размывание доли государства, то для легитимизации доходов эти активы рано или поздно должны были быть проданы. Что касается АФК "Системы", то привлеченные в начале этого года с фондового рынка $1,5 млрд долларов, изначально необходимые для приобретения Связьинвеста, не пригодились по причине отложенной приватизации, и были использованы для финансирования покупка нефтяных активов Башкирии.
Благодаря проведенным в августе и октябре этого года сделкам доля "Системы" в обыкновенных акциях "Новойла" составила 28,17%, в Уфимском НПЗ - 25,52%, в "Уфанефтехиме" - 22,43%, в "Уфаоргсинтезе" - 24,87%. Кроме того, "Система" стала собственником блокпакета акций "Башнефти". Общий объем инвестиций в акции этих компаний составил порядка $600 млн. Руководители АФК "Системы" при этом подчеркивают, что эти инвестиции носят исключительно портфельный характер и что через несколько лет они могут быть проданы.
На данный момент очевидных претендентов на Башкирские активы известно только два - это или "Газпром", или "Роснефть". И опять-таки не очевидно, что производственные приоритеты будут играть первую скрипку в этой сделке: высоко сернистая башкирская нефть может стать не столько нужным приобретением для увеличения доли капитализации, сколько активом, повышающим политическую роль его будущего владельца. Скажем, владение башкирскими предприятиями, являющимися основными плательщиками в местный бюджет, конечно позволяет рассчитывать на использование административного ресурса в интересах владельцев нефтяных активов. Таким образом, если на предыдущих выборах мы наблюдали сценарий использования административного ресурса в пользу государства и против представителей независимых партий или бизнеса, то на следующих выборах мы можем увидеть использование административного ресурса в интересах разных про государственных групп, борьбу с менее предсказуемым результатом для борющихся сторон, а также с менее понятными последствиями для страны.
Государство поощряет вывод капиталов
Показательно, что и сделка по приобретению "Юганскнефтегаза", и покупка "Сибнефти" профинансированы по одинаковой схеме - через привлечение внешних источников, то есть наращивание внешнего долга государственных компаний. Конечно, этот факт не вызывает изумления, учитывая размер сделки - почти $10 млрд. в первом случае и $13 млрд. во втором. Но получается все же странно: на фоне баталий вокруг повышения прожиточного минимума на несколько десятков долларов и индексации грошовых зарплат бюджетникам, Роману Абромовичу, владельцу "Сибнефти", платят сумму, аналогичную годовым расходам бюджета на поддержание национальной экономики ($12 млрд. долларов в бюджета будущего года). Да, конечно, эти деньги идут не из бюджета, но с другой стороны они могли бы быть инвестированы в России и способствовать созданию рабочих мест, а теперь на них купят либо новые футбольные клубы, либо новые замки и яхты. Европа, конечно, тоже нуждается в экономической помощи, особенно в условиях укрепления евро, но и в России такие деньги лишними не были бы, конечно если инвестировать их в производство или в инфраструктуру. Беда только в том, что из таких проектов нельзя выйти в течение года-двух, а финансовые инвестиции в размере $13 млрд. Россия уже не примет. Вот и получается, что несмотря на все обсуждения экономических достижений и спорах о новых экономических программах, правительство ничего бизнесу предложить не может, и отсутствие внутренних проектов толкает капиталы на уход из России. За последние три года российские компании вложили за рубеж около $9 млрд. рублей, причем если до 2003 года инвестиции в зарубежные активы осуществляли главным образом нефтяники, то теперь заметна активность металлургов и телекоммуникационных компаний. Разумеется это можно объяснять желанием создавать региональные холдинги и транснациональные компании, но похоже за такой стратегией стоит простая проблема: отсутствие новых проектов в России и концентрация активов в руках государственных компаний вытесняет российский частный бизнес из страны.
|