Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 7(98)
Мышь Медичи и Микеланджело

    Президент Флорентийского Общества Петр Боренбойм рассказал "Эспрессо Azzurro" о своих новых исследованиях, посвященных тайным знакам Капеллы Медичи во Флоренции.
    Статуя Лоренцо Великолепного в Капелле Медичи имеет еще одно распространенное название - "Мыслитель". Не смотря на военные доспехи, он намного больше похож на Мыслителя, чем одноименная статуя Родена. Кстати, Лоренцо Великолепный был неоднократным победителем рыцарских турниров. Кроме того, он был последним банкиром в семье Медичи, формально возглавляя всеевропейскую банковскую сеть. Правда, деньги при этом он тратил на общественную и культурную жизнь Флоренции, из-за чего само банкирское дело пришло в упадок. Его обильные расходы на поддержку художников, философов и скульпторов, включая самого Микельанджело, во многом создали его славу и неформальный титул "Великолепный".
    Под левым локтем статуи Лоренцо находится небольшая коробка, из которой либо выглядывает, либо служит орнаментом голова мыши (некоторые пишут летучей мыши).
    Есть трактовка, восходящая еще к Кондиви - ученику Микеланджело. Ее суть заключается в том, что это небольшой блок мрамора, из которого скульптор хотел высечь мышь, как символ времени, пожирающего нас.
    Более часто ее рассматривают как денежный ящичек. Вопрос представляется важным, так как для статуи банкира Лоренцо Великолепного денежный ящик вполне подходящий символ, чего нельзя сказать о его внуке Лоренцо, умершего рано, правившего Флоренцией плохо, а главное уже не имевшего никакого отношения к банковскому делу. Не был он замечен и в особой благотворительности. Денежный ящик может быть прямой подсказкой о том, что статуя посвящена Лоренцо Великолепному, а не его захудалому внуку.
    Но как точно определить, что этот ящичек под локтем статуи действительно имеет отношение к деньгам? И причем здесь мышь? Неожиданная подсказка может быть обнаружена на Востоке. Мы не рискнем заявлять, что сама по себе статуя Лоренцо по многим своим признакам похожа на индийские статуи, изображающие божественные существа и самих богов. Ее необычность для существовавшей до Микельанджело европейской скульптурной традиции (включая античную) отмечают многие, но, скорее, видят в этом новаторский вклад великого скульптора.
    Мы попробуем ограничиться образом мыши, который прямо ассоциируется с индийско-буддийским божеством Ганешом, изображаемым с головой слона. Мышь является транспортным средством этого бога и обычно изображается под его рукой или ногой, либо (уже значительно увеличенная) в качестве его перевозчика. В период нашего пребывания в Непале, где смешанная индийско-буддийская традиция сохранилась в том виде, в котором она была на Индостанском полуострове и пятьсот и тысячу лет назад, нам удалось обнаружить, что мышь Ганеша по общепринятой традиции практически сливается и выполняет ту же функцию, что и аналогичное животное под рукой бога богатства и блогополучия Кубера (буддийское название Джамбала). И то и другое животное производит (выплевывает) драгоценные камни и является символом производителя богатства. Это видно на танках - традиционных буддийских рисунках на бумаге и щелке. В разговоре с бывшим буддийским монахом, а ныне художником Ламой Тсонангелем мы узнали, что изображение мыши Ганеша как символа производителя богатства, такое же как у бога благополучия и богатства соответствует старинной традиции Куберы, характерной для Непала и Тибета. Поэтому нам кажется, что нельзя исключить, что Микеланджело знал о мыши как символе благополучия и богатства и использовал этот образ, известный ему по живописным изображениям на шелке или индийским статуэткам.
    У кого-то может возникнуть вопрос о том, мог ли Микеланджело увидеть изображения индийских богов? В связи с этим хотелось бы напомнить, что индийские солдаты были отмечены на земле Древней Греции как составная часть персидских войск уже в 480 году до нашей эры. Наверняка, несколько позже в IV веке до н.э. войны Александра Македонского вывозили из Индии статуэтки богов из слоновой кости, золота и серебра.
    Описаны диалоги Сократа с индийским брамином, существует серьезная историческая концепция, что Пифагор подчерпнул свои многие научные и философские идеи, когда в VI веке до н.э. путешествовал в Индию. Расстояние от древнегреческих городов в Малой Азии до Индии, кстати, лишь немного превышает расстояние, от них же до Франции. Неоплатонизм, ставший при Лоренцо Великолепном государственной идеологией Флоренции времен возмужания Микеланджело зародила в Александрии, где тогда уже имелись индуистская и буддийская общины.
    Не будем так же забывать, что буддизм древнее христианства на 6 веков, а индуизм на все три тысячелетия. Циркуляция идей и художественных образов между Европой и Индией почти наверняка происходила и, кстати говоря, вполне могла быть предметом обсуждения на застольных Платоновской Академии во Флоренции, где, наряду со знаменитыми философами Пика дела Мирандолла, Фичино, Полициано, нередко бывал и подросток Микеланджело.
    Вспомним также, что в древнегреческой традиции мышь ассоциируется с Аполлоном и Дионисом, а также о том, что древние греки говорили об Индии, как о священной территории Диониса. Мы надеемся, что внимание исследователей Капеллы Медичи буде привлечено к значению символа мыши, расположенного под рукой статуи Лоренцо, и что наши материалы могут быть чем-то полезным для оценки этого символа.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Маленький большой юбилей: "Эспрессо" шесть лет
Rambler's Top100    Rambler's Top100