Номер 7(98)
Внешняя политика правительства Берлускони: новая стратегия
Внешняя политика правительства Берлускони, - безусловно, одно из достижений, которое заслуживает того, чтобы быть вписанным в историю нашей страны. Когда в 1989 г. пала берлинская стена и открылась новая эпоха международных отношений, почти никто в мире не представлял себе, по какому именно сценарию пойдут дальнейшие события. Один американский политолог, Френсис Фукуяма, которого никак не назовешь неискушенным простаком (что с лихвой доказывают другие его книги) даже говорил, гегельянски, о "конце истории". Никто тогда не продумал до конца, что может означать переход к однополярному миру.
Одни нафантазировали себе Европу, которая совсем скоро должна занять место тогдашнего Советского Союза, только без особых конфликтов. Другие вообразили новую линию раскола между первым и третьим миром, невероятно упрощая то, что потом частично реализовалось. И в Италии никто не понимал, что наша новая внешняя политика должна учитывать ситуацию и приспосабливаться к ней.
Не будем удивляться, что и сегодня есть еще люди, которые подумывают с ностальгией об известной средиземноморской политике а-ля Андреотти, которая в условиях застывшего биполярного мира позволяла нам немножко фрондировать в пользу некоторых арабских стран, находившихся между двумя полюсами; правда при этом мы были уверены, что тыл у нас надежно прикрыт американской мощью и тем, что мы прочно укоренены в НАТО.
И вот, Европа, которая, хоть и незаслуженно, занимала центральное положение в противостоянии США-СССР, которая, хитро пользуясь американской нуждой, играла самостоятельные партии в разных уголках земного шара, - эта самая Европа внезапно утратила эту "позиционную ренту". Союз НАТО оказался в кризисе из-за потери призвания. Без поддержки из Восточной Европы многие страны мира встали в очередь за аккредитацией при очах и при столе единственной великой державы. Распад Югославии продемонстрировал неадекватность средств и задач как Италии, так и всех других европейских стран. Министр иностранных дел Дини попытался предложить нас Вашингтону в качестве разумного посредника в отношениях с некоторыми сволочными странами, такими, как Ливия, Иран и Северная Корея.
С получением благожелательного согласия со стороны американцев, кое-что сделать удалось, но наша роль, к сожалению, не смогла выйти за пределы роли верного, правда, немного претенциозного аскера, которому, с некоторым недоверием, позволяли иногда натянуть поводья.
Нам была совсем не на руку международная репутация не очень надежной страны, следовавшая за нами в течение десятилетий; нам было совсем не полезно постоянное перемешивание министров и министерств; нас ставили в нелегкое положение скудные финансовые возможности, предоставляемые МИДу.
Если правительство Берлускони, стоящее во главе средней по мощи державы, хотело придать Италии новый международный импульс, ему следовало начать с возвращения стране имиджа надежной в глазах иностранцев, вернуть в строй национальную гордость, чтобы вызывать должное уважение у партнеров, обеспечить стабильность, несомненную и для внешних наблюдателей, и, наконец, вкладывать немного больше денег в международные дела, адресные и сообразные общей стратегии, а не спорадические.
Добиться таких целей в короткое время непросто, но все они осуществлены. Берлускони начал с операции по личному очаровыванию главных мировых лидеров. Некоторые журналисты и представители оппозиции с плохо скрываемой завистью иронизировали по поводу политики хлопанья по плечам. Верно, конечно, что для ведения внешней политики хороших личных отношений между лидерами недостаточно, но так же неоспоримо, что создание дружеских связей содействует любым отношениям. Другими словами, можно утверждать, что хлопанья по плечам недостаточно, но оно помогает и официальным отношениям. Именно отталкиваясь от хороших личных отношений с Бушем, Путиным, Блэром, Шароном, Аснаром, Эрдоганом и другими главами государств, включая некоторых арабских лидеров, Берлускони наладил целый ряд связей, позволивших нашей стране участвовать во всех значительных событиях международной политики.
Решение участвовать в операциях Международных сил по содействию безопасности (ИСАФ) и программы enduring freedom (долговечная свобода) в Афганистане, а также направить значительный воинский контингент в Ирак для помощи в деле восстановления страны, позволили нам сидеть за всеми столами. То, что правительству удалось выполнять обязательства до конца, несмотря на противодействие общественного мнения, подогреваемого оппозицией (особенно в отношении операции в Ираке), убедило всех международных наблюдателей и основных собеседников, что на сей раз они имеют дело не с привычной трепещущей италюшечкой, а с сильным и решительным правительством. Это придало нам тот искомый и необходимый кредит доверия, которого нам давно не хватало.
На европейской сцене наши партнеры привыкли к тому, что мы в основном подчинены желанию выгадать себе что-нибудь второстепенное и скорее стремися именно к этому, чем к роли главного действующего лица. Французы и немцы смотрели на нас сверху вниз и считали, что только они верховодят в Европе. Схватка в связи с местоположением штаб-квартиры Продуктового Агентства, пребывание во главе группы европейских стран, отмежевавшихся от французско-бельгийских нападок на Соединенные Штаты, преференциальная ось, созданная с лейбористом Блэром, работа в Европе в пользу России, деятельность по развязыванию ливийского узла и в связи с вхождением Турции в Евросоюз, - всё это вновь привело нас в центр европейской политической жизни. Это объясняет раздраженную реакцию Ширака и, порой, Шрёдера, а также, хотя бы отчасти, плохую печать, которая преследует нас в некоторых районах Европы.
Тем временем, бо?льшая часть других европейских стран вновь стала относиться к нам с восхищением и видеть в нас предводителей и внутри Европы. На Ближнем Востоке наши традиционные отношения некогда ставили во главу угла диалог с арабским миром. Это заставляло Израиль смотреть на нас как на неприятельских партизан. Благодаря деятельности Берлускони удалось настолько хорошо наладить отношения уже с самим Израилем, что нас стали числить среди возможных посредников в глубоком местном конфликте. Это произошло без какого бы то ни было ущерба для наших добрых отношений с арабскими странами. От Мубарака до Каддафи, от Ливана до Марокко к Италии относятся как к близкому и к тому же, впервые за долгое время, сильному другу. Не случайно Италия заседает в настоящее время в ООН, пытаясь разрешить щекотливую ливанскую политическую ситуацию. Этого места за столом ООН добивались и другие постоянные члены, но им не нашлось места.
Конечно же, вся наша внешняя политика разрабатывалась и осуществлялась также для улучшения качества экономических связей и роста товарообмена.
Во время международного экономического кризиса и после многолетнего сокращения доли нашего присутствия на рынке международной торговли, мы начали разворачивать эту тенденцию на 180°. Несмотря на значительное повышение цен на сырье и энергоносители, которые наносят ущерб нашему торговому балансу, нам удалось увеличить наш экспорт, а в некоторых странах, таких, как Россия, США, Китай, даже добиться резкого повышения.
Итальянцы, живущие за границей, которых во многих странах всё еще карикатурно видят в обрамлении "спагетти и мандолины", ныне предстают совсем в другом образе, который позволяет им еще больше, чем прежде, гордиться своим корнями среди своих новых сограждан. Особенно из Соединенных Штатов на адрес "Вперед, Италии" по электронной почте приходят послания со словами благодарности за вновь обретенное уважение и восхищение в связи с действиями нашего правительства.
Несомненно, за нас сыграл этот новый образ страны, помимо безулсовного личного доверия, когда генеральная ассамблея делегатов Межпарламентского Союза недавно избрала своим председателем сенатора Казини, поручив ему самый ответственный пост в международных организациях, занимаемый итальянцем.
Есть еще территории на земном шаре, где еще многое предстоит делать. Например, Латинская Америка и Дальний Восток, где, особенно в первом регионе, существуют экономические и политические пространства, подлежащие дальнейшему исследованию. К сожалению, как говорится, "сделать дешево и сердито" обычно не выходит, и сократившиеся из-за международного спада налоговые поступления не дают нам возможности предоставить МИДу и Министерству производственной деятельности то количество средств, которое необходимо для эффективной игры по всему полю. Безусловно, в результате ожидаемого мирового экономического подъема можно будет рассчитывать на новые ресурсы. Тогда и те регионы, в которые мы пока вложили меньше сил, смогут стать объектом первостепенного внимания. Нужно еще время, но если мы посмотрим на все годы, прошедшие после войны, мы сможем констатировать, что в кратчайшие сроки было достигнуто гораздо больше результатов, чем в предыдущие десятилетия.
Хотя никто не мог подозревать, что Берлускони, помимо его многочисленных достоинств, обладает еще и качествами специалиста по международной политике, факты, а не слова могут подтвердить, что на сегодняшний день Берлускони, оставаясь на посту главы правительства, стал лучшим министром иностранных дел в истории Итальянской республики.
|