Номер 6(51)
Дом для великанов Третьего рейха
Музей архитектуры им. Щусева представил выставку, претендующую на звание сенсации.
Из своих бездонных закромов музей достал нечто неожиданное – трофейные фотографии архитектуры Третьего рейха. Точнее, — одного здания – Рейхсканцелярии, построенной в 1939 и полностью разрушенной в1945 во время штурма Берлина.
Выставка проходит в рамках серии “Год Марии Рогозиной”. Эта серия не предвещала никаких резких поворотов, но седьмая выставка нарушила спокойную смену исторически-ностальгических экспозиций. Фотографии Рейхсканцелярии, сделанные сразу после постройки, ранее никогда не выставлялись. Подобные экспонаты не получается рассматривать только как архитектурные виды: мощная инфернальная сущность этого строения проступает со всей очевидностью. При этом эстетика неоклассической архитектуры грандиозных нечеловеческих масштабов оказывается очень притягательной. Выставка – своего рода тест на историческую память и чувство эпохи: заслонит ли эстетическая сторона восприятия историческую. Однако и в образном строе Рейхсканцелярии выявляется тот конгломерат идей, который поддерживал все здание Третьего рейха: обилие изображений из языческой мифологий, вроде устрашающих валькирий и всякой нечисти; или обнаженный меч, инкрустированный на столе фюрера и призванный устрашать дипломатов из других стран – все в духе пангерманской идеи.
Здание было построено за один год на месте старой рейхсканцелярии. Автор нового имперского символа Альберт Шпеер (1905-1981), занял положение главного архитектора Третьего рейха после смерти Людвига Трооста (1878-1934 г.) в том же году, когда умер Рейхспрезидент фон Гинденбург, и Гитлер получил неограниченную власть.
“Старую рейхсканцелярию, в которую он въехал 30 января 1933 г., он считал “пригодной для мыловаренного концерна”, но отнюдь не для могущественной империи. Он желал здания в 70 раз более крупного. Общая площадь новых сооружений должны была составить 1 450 000 кв. м. Это дает представление о масштабах, в которых развивалась мегамания Гитлера”, — говорит Шпеер в своих воспоминаниях. В конце января 1938 г. ему было поручено строительство новой Рейхсканцелярии. Гитлер говорил: “лично я вполне удовольствовался бы маленьким скромным домиком в Берлине. У меня достаточно власти и авторитета, для поддержания их мне вовсе не нужен подобный размах”. “Заботился” же Гитлер о своих преемниках, которым нужна будет такая поддержка в виде имперских сооружений, ведь фюрер полагал, что преемники, конечно, будут ничтожествами по сравнению с величием его личности, а “подобные залы с великим историческим прошлым возносят даже ничтожного преемника на исторический уровень. Вот потому мы должны достроить все это при моей жизни, чтобы я успел здесь пожить, чтобы мой дух освятил это здание традицией”.
Строили в спешке, заказывая строительные блоки, не имея еще четкого проекта. Ковры ручной работы для залов были заказаны тоже заранее, поскольку на их изготовление требовалось наибольшее количество времени. А потом архитектурные параметры, размеры залов привязывали к размерам заказанных ковров. Однако построили. В срок, даже чуть раньше срока – на 48 часов опередив график. Выложившихся рабочих провели по отделанным залам и лестницам, чтобы поразить подавляющей имперской мощью. На снимках видно, что человеческие фигурки просто теряются в помещениях гигантских пропорций, на фоне дверных проемов, предназначенных для великанов, рядом с громадными столами.
Строили на века, но запаса величия хватило на шесть лет, пока самолеты союзников не добрались до Берлина и не разбомбили сердце Империи, а из остатков не сделали монумент Воину-Освободителю в Трептов-парке.
|