Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Ссылки
 
Номер 6(51)
Как подыскать пару Эйфелевой башне
В музее на Волхонке экспонаты разбились по парам


    Выставка «Диалоги в пространстве культуры» - новшество в российском музейном деле.
Это экспозиция, где организующая роль искусствоведов-кураторов переросла в самостоятельное творчество. Выставка была инициирована директором музея Ириной Александровной Антоновой. Таким образом, бессменный руководитель одного из лучших музеев России отмечает свой юбилей.
    Суть диалогов – в сопоставлении двух или более произведений разных культур и времен. Составили и дали обоснование таким культурным коктейлям искусствоведы, выбранные директором ГМИИ. По словам Антоновой, специалисты были свободны в выборе тем, как любой посетитель музея.
    В итоге получилась экспозиция, где «Девочка на шаре» Пикассо соседствует с древнеегипетской туалетной ложечкой, где изображена девушка с лотосом, а слепок афинской вазы VIII века до н.э. – с фотографией Эйфелевой башни и т.д. Рядом с экспонатами – довольно пространные текстовые пояснения искусствоведов. Они являются неотъемлемой частью выставки, необходимой для понимания авторских концепций. В практику обычного зрительского смотрения вводится, таким образом, усилие сравнительного восприятия произведений, а к визуальному ряду добавлен текстовый. То есть, происходит несколько диалогов одновременно: произведений между собой, специалиста с произведениями и зрителя со всей конструкцией и ее частями. Зрителя пытаются заставить работать, участвовать в выставке интеллектуальными и душевными своими силами.
    Не все сопоставления оказались интересными, немногие неожиданными. Специалисты искали схожее и разное в сюжетах, формальном строе, в композициях и мотивах. Многие тексты грешат сухостью искусствоведческого языка, но если зритель сможет пробраться через частокол деталей, то насладится масштабной панорамой идей, пролетающих через века и страны и наполняющих пространство выставки.
    Кроме попытки уйти от стандартного формата выставок, сделать их интереснее, это еще и размышление на тему музея будущего. Если жизнь вокруг меняется, почему музей должен оставаться консервативным хранилищем искусства со скучной хронологической развеской экспонатов. Во всем мире музеи пытаются посмотреть на себя со стороны и неординарно подойти к своим исконным задачам. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина старается не отставать от передовой искусствоведческой мысли, но пока делает только робкие шаги в сторону от протоптанной веками музейной колеи.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Юбилей великого режиссера ¦  Дом для великанов Третьего рейха ¦  Дефицит «Оскаров» ¦  Моцарт и Сальери: соревнование продолжается ¦  АФИША
Rambler's Top100    Rambler's Top100