Номер 6(51)
Моцарт и Сальери: соревнование продолжается
В начале февраля 1786 года Кайзером Йозефом II в Вене был организован праздник – одно из тех грандиозных увеселений, коими богат был восемнадцатый век.
Торжество посвящалось приезду генерал-губернатора Нидерландов. Программа включала обед, прогулку, танцы, салют и… оперное состязание. Для его проведения были «выписаны» две лучшие труппы мира: немецкая и итальянская, а рядом с замком возведены две сцены. Оперы были заказаны ведущим композиторам – великому австрийцу Вольфгангу Моцарту и итальянцу Антонио Сальери. Соревнование есть соревнование, даже если оно творческое – к «конкурсантам» предъявлялись строгие требования: за короткий срок композиторы должны были написать оперы на комический сюжет, связанный с закулисным миром театра.
Моцарт создал музыкальный экспромт «Директор театра». Эта опера украшает репертуар камерного музыкального театра Бориса Покровского третье десятилетие. Опера Сальери «Сначала музыка, потом слово» появилась на этой сцене позднее. В юбилейном сезоне неутомимый маэстро «обновил» обе оперы и объединил их в один вечер, как это происходило более двух столетий назад. Так же, как на церемониальном австрийском приеме, исполняются оперы на двух языках: Моцарта поют на немецком, Сальери – на итальянском.
Шуточная опера «Директор театра» идет не более получаса и раскрывает такой театральный сюжет. Комик-буфф невероятно рад – у него появилась возможность стать главным комиком нового театра. Директор не разделяет его оптимизма – он знает, как непрост театральный механизм. Последующая ситуация подтверждает его мысли – одна за другой появляются две претендентки на ведущее положение: мадам Херц и мадемуазель Зильберкланг. Обе мечтают стать примадоннами и не слишком разборчивы в средствах достижения желаемого положения…
Спектакль, как все последние работы камерного театра, актерский. В сценической игре – яркие парадоксы, стремительные смены ритмов, тонкий юмор. Талантливо проводят энергичное и агрессивное соревнование за «обетованное» место под театральным солнцем певицы – мадам Херц (Елена Кононенко) и мадемуазель Зильберкланг (Ирина Бартенева). Опера по преимуществу женская, хотя замечательны и изысканно-пародийные мужские персонажи: директор театра – Борис Тархов, комик-буфф - Ярослав Радионик.
В опере Сальери «Сначала музыка, потом слово» - сюжет сложнее и глубже. К певческому соревнованию двух примадонн добавлена тема извечного спора, что главнее: музыка или слова.
Украшение спектакля – актерские работы Германа Юкавского (Композитор) и Евгения Болучевского (Поэт). Их страстные и ироничные диалоги, высмеивающие театральные нравы и музыкальные штампы, вдохновенно «перебрасываются» в зрительный зал. Крепкая профессиональная техника и виртуозность даже в самых сложных музыкальных фрагментах не становится самоцелью. Под стать им дамы. Пародийный образ вечной примадонны, которая в эгоистическом порыве способна слышать только себя, создает Людмила Геника (Элеонора). Образ комической певицы Тонины – разносторонен и сюжетно раскрывается через трагические и комические эпизоды – оба «жанра» подвластны актрисе Елене Андреевой.
Моцарт в «Директоре театра» узнаваем и традиционен. Такой легкий росчерк музыкального пера гения-жизнелюба и оптимиста. Замечательна музыка Сальери - по арсеналу музыкальной выразительности и накалу страстей он явно победил великого Моцарта. Недаром, «Сначала музыка, потом слово» на протяжении двух столетий имеет счастливую сценическую судьбу.
На фото: Т. Яценко, Н. Нивинская, В. Боровков, Е. Болучевский
|