Номер 10(55)
“Знаменитые русские о…”
Клубная жизнь в Москве растет и ширится.
Речь не о тех ночных заведениях, где слушают музыку, танцуют и потребляют различные напитки, разговор – о неких достаточно закрытых сообществах солидных людей: бизнесменов, политиков, ученых и т.д., объединенных общим интересом. Помимо стереотипных гольфа, клубных пиджаков и галстуков, виски у камина, такие сообщества решают иногда и практические задачи, точнее, совместная практическая деятельность – смысл их существования. Недавно, например, состоялось объединенное заседание известного и уважаемого Никитского клуба под председательством С.П. Капицы и молодого еще Флорентийского общества, посвященное презентации и обсуждению книг члена Флорентийского общества А.А. Кара-Мурзы: «Знаменитые русские о Флоренции», «Знаменитые русские о Риме» и «Знаменитые русские о Венеции».
Автор издания, доктор философии и историк Алексей Кара-Мурза проделал большую архивную работу и собрал уникальные материалы. Три тома, опубликованные в издательстве Независимая Газета (при поддержке еще одного сообщества – Английского клуба) представляют итальянские города глазами Достоевского, Чайковского, Блока, Пастернака, Бродского… Всего около 30 представителей российской культурной элиты, чьи контакты с Римом, Венецией и Флоренцией стали объектами вдумчивого исследования. Каждая книга состоит из двух частей: первая – рассказ от лица исследователя о том, как строились взаимоотношения выбранных персонажей с итальянскими городами, вторая – собственные впечатления и размышления знаменитых русских в письмах, статьях или мемуарах. Ценно то, что это не просто туристические заметки: многие из авторов подолгу жили в Италии и их взаимодействие с городской средой Рима, Неаполя и Флоренции стало продуманным и прочувствованным диалогом, а те произведения, что создавали они, живя в Италии, можно назвать общей страницей в российской и итальянской культуре.
Алексей Кара-Мурза говорит, что каждый из упомянутых городов имеет свою особую проблематику. Рим акцентирует проблему вечности в размышлениях русских путешественников. Венеция актуализирует тему умирания цивилизации, медленного погружения, что соответствовало умонастроениям серебряного века русской поэзии. Флоренция поднимает сразу две темы. Первая - тема Данте. Автор приводит слова Д. Мережковского: “Флорентийский изгнанник Данте – родоначальник и покровитель всей литературно-политической эмиграции”. Тема изгнанничества, естественно, была очень важна и болезненна для русских эмигрантов. Вторую тему, связанную с Флоренцией, автор видит в исключительной исторической роли города. “Флоренция – это родина творчества”, - говорит Алексей Кара-Мурза, - “там жили те люди, которые сейчас являются ключевыми для понимания всей европейской культуры”.
В издательстве лежит уже четвертый том этого издания – “Русские о Неаполе”, дальнейшая судьба серии пока неизвестна. По словам автора, в изданные книги не вошли материалы о Дмитрии Мережковском и Зинаиде Гиппиус, проживавших долгое время во Флоренции, об Андрее Тарковском, написавшем во Флоренции сценарий “Ностальгии”. Просто этих материалов слишком много и они слишком интересны, чтобы делать из них краткие выжимки. Возможно, их публикация станет следующей работой автора.
|
|