Номер 11(56)
Измерение шедевров
Музей архитектуры им. Щусева показывает выставку “Многомерный Гауди”.
Творчество каталонского гения предстает увиденным через объектив фотоаппарата. Несколько фотографов-земляков архитектора явили московскому зрителю свой взгляд на строения Гауди. Авторы, избранные для этой выставки, – Манел Арменгол, Тони Катань, Манел Эсклуза, Марк Льимаргас, Леополд Помес, Умберто Ривас и Рафаел Варгас.
Встреча с шедеврами, притягательная сила которых наполняет Барселону туристами, прикосновение к архитектуре, будто бы выросшей из земли без участия человека, всегда будет праздником для любителей творчества Гауди. Правда, у истинного ценителя, жаждущего общения с шедеврами, может возникнуть сожаление о том, что это прикосновение чисто визуальное, да еще и опосредованное – через фотографии.
Фотографический взгляд на шедевры Гауди плавно изменялся в ходе развития самого фотоискусства. Дело не столько в росте технических возможностей фотографии, сколько в эволюции эстетических принципов. На первых порах, фотография, априори предполагающая объективность, явилась бесспорным средством создания икон «гаудинианства», ставших известными во всем мире. Позднее более очевидным явилось то, что в творениях архитектора монументальность цельного образа тесно связана с изысканностью множества мельчайших деталей. Почти бессильная передать моторные реакции организма, тактильные ощущения от живых архитектурных организмов Гауди, фотография со страстью обращается к деталям, необычным формам и ракурсам.
Формы, создававшиеся Гауди, берут свое начало непосредственно от природы. Пластика Гауди, при всем своем мистицизме, никогда не была выражением абстрактных идей – напротив, она была чувственной и наполненной конкретными предметами. Не случайно Гауди называют “реалистом”. Он говорил своему ученику Мартинелю: «У нас, людей средиземноморской культуры, глаза не привычны к фантастическим картинам, нам приятнее знакомые изображения; мы мыслим скорее реальными образами, чем фантазиями, и потому мы лучше выражаем себя через визуальные искусства».
Гауди творит так же, как природа творит минералы и деревья, как она творит человеческое тело. Гауди строит, используя геометрию гармонического роста, движущуюся путем перераспределения напряжений и стремящуюся к динамическому равновесию. Хотя Антони Гауди творил в эпоху модерна, его мысль, кажется, прорвала все рамки стилей и временные преграды, создав архитектуру, не указывающую на прошлое или будущее, а скорее – архитектуру альтернативного времени и хода развития человечества.
Его творчество сопротивляется против подведения под какую-либо классификацию, оставаясь, при этом, весьма каталонским феноменом. Ведь Каталония это еще и Люль, Миро, Дали и Тапиес! Фотографы, которые запечатлели образы Гауди, также демонстрируют свою каталонскую специфику. Каталонцы, язык которых в течение столетий был предан остракизму, подобно глухонемым, развили в себе особую выразительность жеста. Все, что предшествует Слову, и все, что следует после Слова, лучше всего выражается в творчестве каталонских художников.
Через 150 лет после его рождения, в год, объявленный ЮНЕСКО годом Гауди, каталонские фотографы пытаются прикоснуться к многомерности Собора Святого Семейства, дома Батльо, парка Гуэля и других шедевров.
|
|