Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Ссылки
 
Номер 11(56)
“Госпожа Мотылек”

    Популярность музыки Джакомо Пуччини сравнима разве только с шедеврами оперного короля Джузеппе Верди.
    Роскошные пуччиниевские арии давно стали украшением самых престижных звездных концертов.
    В Московском Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко состоялась премьера оперы «Мадам Баттерфляй». Многим привычнее второе название этого же произведения - «Чио-Чио-сан». Опера была написана столетие назад. Первая постановка в Миланском «Ла Скала» завершилась грандиозным провалом. Это была, пожалуй, единственная сценическая неудача «Мадам Баттерфляй». Правда, композитор был вынужден превратить новую редакцию в трехактное действо и «подчеркнуть» любовную линию в угоду вкусам итальянских оперных завсегдатаев. Главные музыкальные темы корректуре не подвергались…
    Московский Музыкальный театр любит музыку Пуччини. Его репертуар украшают «Богема» и «Тоска». Да и к «Мадам Баттерфляй» коллектив обращается не впервые. В 1935 году его постановку осуществляла молодежь театра под руководством Мордвинова. Чуть позже «Чио-Чио-сан» репетировал Станиславский со студентами театральной оперно-драматической студии. Сам мэтр называл Пуччини лучшим режиссером из всех оперных композиторов мира.
    Молодежную традицию продолжает нынешняя премьера. Музыкальный руководитель и дирижер постановки Ара Карапетян работает в театре пятый сезон, является дирижером-постановщиком опер «Сказка о царе Салтане», «Обручение в монастыре». В его репертуаре многие оперы: «Иоланта», «Отелло», «Богема» и балеты: «Жизель», «Щелкунчик».
    Режиссер-постановщик Людмила Налетова на сцене Музыкального театра поставила вечер одноактных опер: «Дафна» Гальяно и «Куприянов и Наташа» Калоша, а также «Любовный напиток» и «Обручение в монастыре» Прокофьева. Для художника-постановщика Елены Степановой «Мадам Баттерфляй» - «оперный дебют». Хотя ее имя известно любителям искусства по недавней премьере «Укрощение укротителей» в Ленкоме – самом посещаемом столичном театре.
    Спектакль «Мадам Баттерфляй» поражает интеллигентностью, если понимать ее как знание и уважение к прошлому. Сюжет привлекает создателей не мелодраматической историей любви японской гейши и американского офицера, не душещипательными ситуациями, приводящими к трагической развязке, а возможностью показать столкновение искренности и лжи. Именно это противоречие двух нравственных начал: есте­ственного и фальшивого – для Пуччини стало основой внутреннего психологического конфликта произведения.
    Для итальянского классика этот конфликт представлялся вечным, а потому экзотическая напевность и колорит японских мелодий – лишь фон спектакля. Стилизованное пространство восточного дома и сочные костюмы, созданные фантазией художницы, по тонкости и лаконизму национальных деталей соответствуют музыкальному замыслу.
    Самый яркий образ в опере - мадам Баттерфляй. Хрупкая и верная, беззащитная и бескомпромиссная, она удивительно проживает свою сценическую жизнь, вмещающую первую встречу с любимым, расцвет чувств и гибель в финале. Ольга Гурякова, солистка известная, несмотря на свою молодость, замечательна не только своим вокальным даром, но и несомненным талантом драматической актрисы. Убедителен слабовольный и легкомыс­ленный Пинкертон в исполнении Ахмеда Агади.
    Постановщик, артисты, музыканты внимательны к автору музыки. Они разыгрывают глубокую историю, драму жизни, не стремясь «выжать» мелодраматический эффект. Это, скорее трагедия с отличным вокалом, точными и емкими мизансценами, глубоким звучанием оркестра. Пожалуй, «Мадам Баттерфляй» одна из самых современных опер последних лет, несмотря на то, что создатели не декларировали революционность и новизну прочтения. Напротив, они творили в полном согласии с музыкой Пуччини…

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Греки и варвары у стен Кремля ¦  Измерение шедевров ¦  АФИША
Rambler's Top100    Rambler's Top100