Номер 14(59)
Андрей Козлов продолжает пугать банки
В сентябре прошел ряд конференций, посвященный перспективам банковской реформы.
Повышенное внимание к этому вопросу не удивительно. Из всех предложений по реформированию финансовой инфраструктуры экономики (в этот пакет входили налоговая, пенсионная, страхования и банковская реформа), наименьший прогресс отмечен именно в последней отрасли.
Что касается налоговой реформы, то ее активная фаза на данный момент закончена, хотя результаты следует признать неоднозначными. В частности, в результате реформы 2000-2001 гг. налоговое бремя сократилось (1997 г. - 45% ВВП, 2001 г. - 35%). Вместе с тем оно по-прежнему намного выше, чем в КНР (21%) и Корее (24%) и находится практически на уровне таких стран, как Германия, Испания и Швейцария (34-37%). Нет уверенности в том, что налоговая реформа действительно улучшила условия для деятельности предприятий, и по другой причине. Во-первых, при такой высокой доле налогов в ВВП (45%) налоговые поступления в консолидированном бюджете никогда не превышали 35% ВВП (последний раз такой уровень был достигнут в 1997 г.). Остальные же налоговые обязательства накапливаются и показываются как задолженность перед бюджетом. Во-вторых, по последним оценкам, расходы предприятий, связанные с коррупцией, составили порядка 11% ВВП. Это означает, что несмотря на проведенную налоговую реформу, совокупная налоговая нагрузка, которую несут российские предприятия, по-прежнему составляет 46% ВВП.
С другой стороны, налоговая реформа привела к тому, что начиная с 1998 г. все большая часть налоговых поступлений стала концентрироваться в федеральном бюджете. Так, если в 2000 г. в нем было сосредоточено 54% консолидированных налоговых поступлений, то в 2001 г. – уже свыше 60%. В бюджетах 2002-2003 гг. этот показатель находится на уровне 61-63%. Более высокая способность федерального бюджета собирать налоги означает увеличение способности правительства расплачиваться по долгам и снижение суверенных рисков.
Определенный прогресс следует отметить и в пенсионной реформе. Не так давно Михаил Касьянов подписал постановление, по которому государственный пенсионный фонд будет вкладывать накопительную часть пенсий (более 1 млрд долларов в годовом выражении) в государственные облигации. Хотя участники рынка акций расчитывали на приток пенсионных средств в более спекулятивные активы, все же следует отметить, что само решение инвестировать пенсионные деньги в ГКО-ОФЗ уже является шагом вперед – ведь ранее эти средства просто аккумулировались на счетах пенсионного фонда.
Страховой рынок ожидает реформа в 2003 году. Первое значительное изменение будет связано с тем, что новая редакция налогового кодекса приведет к повышению налогообложения по страховым зарплатным схемам и фактически ликвидирует их. Таким образом, страхование жизни в России станет более прозрачным и статистика по этому сегменту будет отражать именно реальное положение дел. Во-вторых, в июле 2003 года в России вводится обязательное авто страхование, что увеличит сборы страховщиков до 1,5 млрд долларов. Часть этих средств через схемы инвестирования страховых резервов также придет на финансовые рынки и увеличит стоимость российских активов.
Только в банковской реформе прогресс пока минимален. Это, по всей видимости, связано со сменой команды руководства ЦБ и с необходимостью сформулировать новые приоритеты банковской стратегии. Собственно, в начале августа уже появились основания говорить о том. что новое банковская стратегия выкристализовывается.
Зампред ЦБ Андрей Козлов, отвечающий за банковскую реформу, обозначил три приоритетных направления в реформировании банков. В первую очередь речь идет о том, что существует необходимость предоставить частным банкам более широкий доступ к финансовым ресурсам. Закон о страховании депозитов, который должен быть принят Думой в декабре этого года является одним из важных событий в этом направлении. Другое – это создание или скорее возрождение операций репо, то есть рефинансирования банков под залог ценных бумаг, которые бы ли прекращены после кризиса 1998 года. Возрождение рынка репо намечено на вторую половину этого года.
Вторым аспектом банковской реформы является контроль за финансами банков. В частности, по оценки ряда экспертов от 10 до 30% капитала банковской системы является фиктивным, то есть банки искусственно раздували свои капиталы через различные финансовые схемы. В таких условиях расчеты всех нормативов, таких как риск на одного заемщика, адекватность капитала и т.д. теряют всякий смысл. ЦБ планирует ввести правило, которое в приказном порядке позволит ему снижать размер капитала банка до его реального значения.
Третьим важным аспектом реформы является защита российских банков от иностранной конкуренции. В частности, Андрей Козлов считает, что иностранные банки должны иметь возможность работать в России только через свои дочерние представительства, которые будут регулироваться специальными положениями ЦБ.
Итак, 2003 станет важным рубежом для российских банков и по всей видимости заставит их принять новые правила игры, предложенные банков России. Более жесткий мониторинг финансовых результатов банков с его стороны в то же время станет залогом для развития клиентского бизнеса в России, который пока еще очень слаб.
|