Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Ссылки
 
Номер 14(59)
Бюджет 2003: время тратить финансовый резерв

    26 сентября Дума будет в первом чтении обсуждать бюджет на 2003 год.
    Перед первым чтением бюджета внимание депутатов сосредоточилось и на бюджете этого года: от того, каков будет профицит, зависит размер финансовых резервов и стабильность бюджета 2003.
    В июле правительство снизило прогноз по размеру профицита бюджета с 1,6% до 0,5% ВВП, т.е. на $3 млрд. После выхода на удивление высоких экономических показателей за июль прогноз был повышен до 0,7% ВВП, однако он по-прежнему значительно ниже первоначально планировавшейся цифры.
    Снижение прогноза является результатом более низких, чем ожидалось, налоговых поступлений, что, в свою очередь, следствие недобора платежей по налогу на прибыль (произошло снижение чистой прибыли предприятий). По данным Госкомстата, в первом полугодии 2002 г. общая сумма консолидированной прибыли предприятий сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 45%. Именно по этой причине фактическая доля налоговых поступлений в бюджете 2002 г. оказалась на 0.4% ВВП ниже, чем планировалось.
    Одновременно произошел рост непроцентных расходов с первоначально планировавшихся 12,6% до 13,7% ВВП. Судя по всему, это результат усиливающегося давления со стороны региональных властей, стремящихся не допустить дефицита местных бюджетов.
    Невыполнение задания по профициту бюджета – это проблема для правительства: 2003 г. предполагалось начать с финансовым резервом в размере $5 млрд. Однако по данным на начало мая текущего года, этот резерв составлял лишь $1,5 млрд. Сокращение запланированного бюджетного профицита на $3 млрд заставило правительство увеличить предполагаемый объем внутренних заимствований: Минфин планирует привлечь примерно такую же сумму за счет размещения ОФЗ.
    Несмотря на рост объема предполагаемых заимствований на внутреннем рынке, мы не ожидаем значительного роста доходности по гособлигациям. По оценкам, в текущем году НПФ собирается инвестировать в инструменты с фиксированной доходностью около $1,2 млрд (в первой половине 2002 г. в них было размещено $0,5 млрд). Мы полагаем, что деньги Пенсионного Фонда поддержат рынок и позволят Минфину с меньшими затратами покрыть дефицит средств, возникший в результате сокращения профицита бюджета.
    Проект бюджета 2003 г. разработан на основе реалистичных макроэкономических ориентиров. За среднюю цену сорта Urals принято $21,5/баррель, соответственно в следующем году резервы ЦБ должны вырасти на $1-7 млрд. Основной элемент неопределенности заключается в том, что если процентные ставки на мировом рынке будут по-прежнему низкими, российские компании будут активно привлекать средства за границей, а ЦБ будет вынужден покупать валюту для предотвращения чересчур быстрого укрепления реального курса рубля.
    По оценкам, при инфляции на уровне 10-12% рубль в реальном выражении должен подорожать на 3-4%. С учетом того, что правительство намерено ограничить суммарный рост тарифов на газ в 2003 г. 20%, может случиться так, что сбудется даже официальный прогноз по инфляции. В этом случае вполне достижимыми будут и те 3,4-4,4% роста ВВП, на которых построен проект бюджета.
    Тем не менее основные параметры бюджета будут изменены в соответствии с итогами обсуждения в Думе. Первое чтение состоится 25 сентября. Депутаты, по-видимому, будут выступать за увеличение непроцентных расходов (парламентские выборы состоятся в декабре 2003 г.). Наиболее вероятный сценарий заключается в том, что рост непроцентных расходов заставит правительство увеличить задание по налоговым поступлениям, поскольку кабинет постарается не допустить сокращения и без того низкого профицита, заложенного в проект бюджета 2003 г. (0,6% ВВП).
    В ходе предстоящего обсуждения бюджета в Думе особый интерес вызовет вопрос о внешних займах. В 2003 г. размер причитающихся платежей по внешнему долгу может составить $14,6-15,5 млрд (в зависимости от курса евро к доллару). Соответственно общий объем выплат (с учетом внутреннего долга) достигнет $17,9-18,8 млрд. При этом у правительства имеются следующие источники финансирования:
    1. первичный профицит бюджета, который в зависимости от цен на нефть составит $7,3-10,3 млрд; снижение цены барреля на $1 (относительно средней цены $21,5, заложенной в бюджет) обходится России в $1 млрд недополученных бюджетных поступлений;
    2. продажа золота и алмазов общей стоимостью порядка $0,6 млрд;
    3. доход от приватизации в размере $1,5 млрд, в т.ч. $1 млрд от продажи госпакетов в Славнефти и Связьинвесте;
    4. заимствования на внутреннем рынке на сумму $4,8 млрд;
    5. и, наконец, финансовый резерв, который, по нашей самой оптимистичной оценке, составил в мае 2002 г. $3 млрд. В настоящее время финансовый резерв составляет лишь $1,5 млрд.
    Пи самом благоприятном стечении обстоятельств России, возможно, удастся обойтись без внешних заимствований и использовать лишь $1 млрд из финансового резерва. В этом случае правительство могло бы не выпускать еврооблигации (при неблагоприятной конъюнктуре на внешнем рынке). При самом плохом варианте развития ситуации правительству придется использовать весь финансовый резерв и кроме того занимать деньги на зарубежных рынках либо у суверенных кредиторов (скорее всего у правительств западных стран). Однако и в этом случае в 2003 г. зависимость России от внешних заимствований не будет сильной.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "ФИНАНСЫ"
Андрей Козлов продолжает пугать банки ¦  Угроза войны с Ираком уронила американские биржевые индексы ¦  Государственный пенсионный фонд будет поддерживать рынок ¦  Хлебная интервенция ¦  Минус банковская тайна ¦  Правительство повышает прогнозы
Rambler's Top100    Rambler's Top100