Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Ссылки
 
Льды, самолеты и хор секретарш

    Проект отечественного мюзикла «Норд-ост» рекламировался заблаговременно.
    Самодеятельные композиторы и певцы Алексей Иващенко и Георгий Васильев – любимцы публики по телевизионным шоу «Вокруг смеха» и «Белый попугай» - написали музыку «Норд-оста» и сами поставили спектакль.
    Одним из главных достижений, определивших успех, стал выбор литературного материала. Роман «Два капитана» Вениамина Каверина с любовью проходили в школе те, кто сегодня привел на спектакль своих детей-подростков. Они, в свою очередь, тоже читают роман «по производственной необходимости» - пересмотренная перестройкой школьная программа не коснулась романа. Сюжет вспоминается всеми зрителями сразу. Что, впрочем, и неважно, потому что сценическая история «рассказывается» внятно, доступно и занимательно.
    История такова: в 1913 году в Арктике погибает экспедиция капитана Татаринова на шхуне «Святая Мария». В прощальном письме капитан обвиняет в гибели своего брата Николая, недобросовестно снарядившего экспедицию. Письмо попадает в руки маленького Сани, определяя его дальнейшую судьбу. Подростком он встречается с семьей капитана Татаринова, влюбляется в его дочь Катю, рассказывает о найденном письме. Ему верят и не верят одновременно. Делом чести Сани становится разыскать «Святую Марию» и выяснить причины гибели давней экспедиции.
    Фабульная основа, как оказалась, просто «рвется» быть прочитанной средствами музыкального представления. Любовь – высокая и чистая, предательство – грязное и откровенное, путешествия – опасные и экзотические. А если добавить к этому – немого мальчика, научившегося говорить, самоубийство вдовы капитана Татаринова и героическую романтику первооткрывателей – покажется странным, что этот замечательный материал так долго был невостребованным… Действие разворачивается в Архангельске и Москве, на Крайнем Севере и в блокадном Ленинграде. Протяженность действия – четверть века.
    Сценография решила удивить даже самых искушенных зрителей и отлично справилась с этой задачей. Художник Зиновий Марголин придумал и воплотил впечатляющие «картины»: огромные, нависающие над сценой помосты – то ли крылья самолетов, то ли сценические метафоры жизненного пути (скорее всего, и то, и другое); в финале сцена трансформируется в груды гигантских льдин. Не успеваем мы перевести дух от предложенной мощи и красоты, как поворот круга представляет нам замерзшую в арктических льдах шхуну «Святая Мария»… Главная диковинка – посадка самолета в стойбище ненцев. Огромный самолет совершает медленное и шумное приземление на сцену.
    О том, что такое мюзикл, критики возбужденно спорили пару десятилетий назад после появления легендарной «Юноны и Авось» в Ленкоме, чуть спокойнее рассуждали об этом «иноземном жанре» после «Метро». Теперь - получили новый повод. «Норд-ост» никак не заимствует темы, идеи и способы их воплощения англо-американских мюзиклов. Напротив, спектакль – прежде всего, продукт отечественной культуры, но соответствует всем законам жанра. Выдержан принцип игры, в которой зрители с самого начала должны понимать «суть дела», быть доверчивыми и наивными. Таковыми их делает сам спектакль. Точнее, его составляющие: запоминающиеся музыкальные мелодии, яркие образы, приятные голоса актеров, которые ювелирно владеют профессией. Все исполнители не столько серьезно работают, перевоплощаются, думают о «сверхзадаче» (не подумайте, что халтурят), сколько просто играют - с удовольствием, наслаждением и радостью.
    Весело танцуют степ летчики, лихо отплясывают ненцы, музыкальными речитативами объясняются трудновоспитуемые интернатовские дети. Заразительно поют и секретарши серьезного учреждения под названием «Главсевморпуть», и жители многонаселенной коммунальной квартиры. Среди актеров хочется выделить Андрея Богданова (Саня Григорьев), Ирину Линдт (Марья Васильевна), Екатерину Гусеву (Катя Татаринова), Юрия Мазихина (Николай Татаринов).
    Странным образом мы не замечаем, что голоса не безупречны, а некоторые сцены спектакля недопустимо затянуты, степ мог бы быть разнообразнее, а музыкальная «преамбула» сцены самоубийства Катиной мамы покороче.… Все, что раздражало бы в других спектаклях, вызывает иные чувства – умиления и нежности. Смотрится «Норд-ост» на едином дыхании, а из зрительного зала неуютного архитектурного монстра – заводского Дворца культуры, красиво названного «Театральным центром на Дубровке», выходишь в радостном и приподнятом настроении…
Елена Троицкая

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Любимый режиссер Гитлера ¦  Мастера фотомонтажа и декораций ¦  АФИША
Rambler's Top100