Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Ссылки
 
Мастера фотомонтажа и декораций

    Музей архитектуры имени Щусева с недавних пор развернул невероятно активную выставочную деятельность.
    Каждый месяц музей просто выстреливает в культурное пространство Москвы сериями замечательных экспозиций. Скорость, с которой они готовятся, пока, вроде бы, не сказывается на качестве материала.
    В январе на Воздвиженке, 5 проходят две выставки, связанные с Италией.
    Первая является продолжением цикла «Год Марии Рогозиной» - в течение года музей демонстрирует выставки, подготовленные старейшим работником музея, хранителем фотофонда Марией Рогозиной. Пятая по счету выставка посвящена Венеции и проходит под эгидой Итальянского института культуры. Легендарный город, туристическая Мекка предстает в своем самом романтическом обличье – на картинках гондольеры рассекают зеркальную гладь каналов, в которых отражается прекрасная архитектура. Есть правда и изображения задворков этой официальной красоты – маленькие канальчики, тесные дворы, замшелые стены, но они только добавляют пряности романтическому имиджу Венеции.
    В экспозиции представлены видовые фотографии конца XIX – начала XX века. В подходе фотохудожника к изображению зачастую видно продолжение традиций венецианской ведуты. Карло Найя, например, используя фотомонтаж, создавал типичнейшие венецианские виды, излюбленные туристами еще с XVII века. Одна из работ этого автора, сделанная в конце XIX века, оперируя возможностями фотоиллюзии, воспроизводит праздничную регату 1835 г. Фотография, таким образом, становится псевдодокументом, автор стремится представить эффектную картинку, сделать ее «лучше, чем в жизни».
    Есть на выставке и немного суровой документалистики. Таковы, например, руины колокольни Сан-Марко, снятые 2 июня 1902 года неизвестным автором. Высоченная кампанилла обрушилась тогда, превратившись в груду кирпича и подмяв под себя Лоджетту, построенную архитектором Якопо Сансовино. Здесь фотография проявляет свое основное свойство – беспристрастно запечатлевать действительность. Фотомонтажем истории не подправишь.
    Вторая выставка в стенах Музея архитектуры – «Музыка для глаз. 250 лет Пьетро ди Готтардо Гонзага». Творчество Пьетро ди Готтардо Гонзага (Гонзаго) (1751-1831), блистательного рисовальщика и художника театра, архитектора и теоретика, принадлежит как художественной культуре Италии, на земле которой он родился и впервые прославился как великий декоратор, так и России, в которой он прожил около 40 лет. Гонзага работал в театрах Петербурга и Москвы, в придворных театрах Гатчины и Павловска. Известны его декорации для домашних театров графов Шереметевых в усадьбе Останкино и князя Н.Б.Юсупова в имении Архангельское. В 1827 он получил звание архитектора императорских театров.
    Театр и архитектура плотно пересекались в творчестве этого мастера. На сцене он создавал монументальные декорации в стиле классицизма. Иллюзорные изображения архитектурных деталей восхищали его современников. Перспективными построениями Гонзага умел пользоваться как никто другой. Для большей выразительности художник избегал полутонов, любил световые контрасты и смело вводил в рисунок черно-белую и коричневую гамму, достигая этим насыщенно-романтического и даже драматического впечатления.
    Построенные и разрисованные мастером декорации – недолговечные произведения. Из наследия Гонзага до нас дошли в основном их эскизы, а также архитектурные фантазии и неосуществленные архитектурные проекты. Пером и галловыми чернилами созданы виртуозные и темпераментные импровизации на тему римской и греческой архитектуры – своего рода каприччо.
    С годами художник все больше чувствовал “эфемерность” своей профессии, убеждаясь, что из всех искусств всегда предпочитал архитектуру, которая, по его словам, делает землю “более здоровой, более удобной и более красивой”. Декорации часто гибли в пожарах, выцветали, переписывались. Видя это, Гонзага мечтал возводить храмы, театры, дворцы и проектировал их. В собрании Музея архитектуры представлены два проекта парковых павильонов, которые так и остались на бумаге. В этих камерных проектах Гонзага следует провозглашенному им принципу “сообщать зданию форму и физиономию, подобающую его назначению”. Именно такую задачу для архитектора он считал “самой трудной, но и самой славной”.
    Итальянская тема в двух выставках музея архитектуры звучит в течение всех новогодних праздников: выставка, посвященная Гонзага, заканчивается 15 января, а венецианские красоты пробудут в анфиладе главного здания музея до 22 января.
Игорь Чувилин

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Льды, самолеты и хор секретарш ¦  Любимый режиссер Гитлера ¦  АФИША
Rambler's Top100