Мастера фотомонтажа и декораций
Музей архитектуры имени Щусева с недавних пор развернул невероятно активную выставочную деятельность.
Каждый месяц музей просто выстреливает в культурное пространство Москвы сериями замечательных экспозиций. Скорость,
с которой они готовятся, пока, вроде бы, не сказывается на качестве материала.
В январе на Воздвиженке, 5 проходят две выставки, связанные с Италией.
Первая является продолжением цикла «Год Марии Рогозиной» - в течение года музей демонстрирует выставки, подготовленные
старейшим работником музея, хранителем фотофонда Марией Рогозиной. Пятая по счету выставка посвящена Венеции и проходит
под эгидой Итальянского института культуры. Легендарный город, туристическая Мекка предстает в своем самом романтическом
обличье – на картинках гондольеры рассекают зеркальную гладь каналов, в которых отражается прекрасная архитектура. Есть
правда и изображения задворков этой официальной красоты – маленькие канальчики, тесные дворы, замшелые стены, но они только
добавляют пряности романтическому имиджу Венеции.
В экспозиции представлены видовые фотографии конца XIX – начала XX века. В подходе фотохудожника к изображению зачастую видно
продолжение традиций венецианской ведуты. Карло Найя, например, используя фотомонтаж, создавал типичнейшие венецианские виды,
излюбленные туристами еще с XVII века. Одна из работ этого автора, сделанная в конце XIX века, оперируя возможностями
фотоиллюзии, воспроизводит праздничную регату 1835 г. Фотография, таким образом, становится псевдодокументом, автор стремится
представить эффектную картинку, сделать ее «лучше, чем в жизни».
Есть на выставке и немного суровой документалистики. Таковы, например, руины колокольни Сан-Марко, снятые 2 июня 1902 года
неизвестным автором. Высоченная кампанилла обрушилась тогда, превратившись в груду кирпича и подмяв под себя Лоджетту,
построенную архитектором Якопо Сансовино. Здесь фотография проявляет свое основное свойство – беспристрастно запечатлевать
действительность. Фотомонтажем истории не подправишь.
Вторая выставка в стенах Музея архитектуры – «Музыка для глаз. 250 лет Пьетро ди Готтардо Гонзага». Творчество Пьетро ди
Готтардо Гонзага (Гонзаго) (1751-1831), блистательного рисовальщика и художника театра, архитектора и теоретика, принадлежит
как художественной культуре Италии, на земле которой он родился и впервые прославился как великий декоратор, так и России, в
которой он прожил около 40 лет. Гонзага работал в театрах Петербурга и Москвы, в придворных театрах Гатчины и Павловска. Известны
его декорации для домашних театров графов Шереметевых в усадьбе Останкино и князя Н.Б.Юсупова в имении Архангельское. В 1827
он получил звание архитектора императорских театров.
Театр и архитектура плотно пересекались в творчестве этого мастера. На сцене он создавал монументальные декорации в стиле
классицизма. Иллюзорные изображения архитектурных деталей восхищали его современников. Перспективными построениями Гонзага
умел пользоваться как никто другой. Для большей выразительности художник избегал полутонов, любил световые контрасты и смело
вводил в рисунок черно-белую и коричневую гамму, достигая этим насыщенно-романтического и даже драматического впечатления.
Построенные и разрисованные мастером декорации – недолговечные произведения. Из наследия Гонзага до нас дошли в основном их
эскизы, а также архитектурные фантазии и неосуществленные архитектурные проекты. Пером и галловыми чернилами созданы
виртуозные и темпераментные импровизации на тему римской и греческой архитектуры – своего рода каприччо.
С годами художник все больше чувствовал “эфемерность” своей профессии, убеждаясь, что из всех искусств всегда предпочитал
архитектуру, которая, по его словам, делает землю “более здоровой, более удобной и более красивой”. Декорации часто гибли
в пожарах, выцветали, переписывались. Видя это, Гонзага мечтал возводить храмы, театры, дворцы и проектировал их. В
собрании Музея архитектуры представлены два проекта парковых павильонов, которые так и остались на бумаге. В этих
камерных проектах Гонзага следует провозглашенному им принципу “сообщать зданию форму и физиономию, подобающую его
назначению”. Именно такую задачу для архитектора он считал “самой трудной, но и самой славной”.
Итальянская тема в двух выставках музея архитектуры звучит в течение всех новогодних праздников: выставка, посвященная
Гонзага, заканчивается 15 января, а венецианские красоты пробудут в анфиладе главного здания музея до 22 января.
Игорь Чувилин
|