Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Ссылки
 
Номер 2(47)
Два "Щелкунчика" в один день

    Новый год балетная труппа Большого театра встретила в Италии. После возвращения из рождественского турне наш корреспондент Елена Троицкая встретилась с Борисом Акимовым - художественным руководителем балетной труппы Большого театра.
    – В каких городах Италии выступал Большой балет?
    – Все три гастрольных недели труппа танцевала в Турине. Это замечательный город, отмеченный многовековыми художественными традициями. Одно из самых ярких впечатлений - роскошный театр «Реджио». Театральное здание, построенное современными зодчими, молодо. Оно возведено всего несколько лет назад на месте старинного сгоревшего театра. Этот величественный храм искусств достойно продолжает бессмертное совершенство архитектурной мысли Италии. Здание, рассчитанное на две тысячи зрительских мест, ежевечерне было заполнено до отказа.
    Нас поразило и техническое совершенство театра. Фантастические возможности освещения сцены передавали все богатство световой партитуры спектакля, подчеркивали сказочность балетов. Сцена «Реджио» соизмерима с размерами подмостков Большого театра и полностью соответствует масштабу привезенных спектаклей. Артисты чувствовали себя уютно и привычно, а сценический мир балетов отлично вписался в незнакомое пространство. Не пришлось изменять мизансцены и сокращать количество участников, как это нередко случается на небольших площадках западных городов.
    – Какие спектакли были показаны итальянским зрителям?
    – Последние годы Италия входит в число мировых лидеров по количеству международных фестивалей и гастролей признанных коллективов. Как известно, итальянцы любят эстетический порядок и художественные закономерности – каждый фестиваль посвящается определенному событию, имеет свою тему и индивидуальное направление. Предметом объединяющего интереса нынешних гастролей Большого стало обращение к музыке Чайковского. Все три прославленных балета великого композитора: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» были представлены итальянской публике.
    – Но ведь «Спящая красавица» давно не идет на сцене Большого театра?
    – Действительно, если «Щелкунчик» неизменно украшает афишу Большого, а «Лебединое озеро» - одна из последних премьер театра, то «Спящую красавицу» пришлось возобновлять по просьбе итальянской стороны – на московских подмостках этот балет не появлялся более двух сезонов. Воссоздание «Спящей» - одного из самых стильных балетов «золотого века» хореографии - оказалось полезным и для родины. Отреставрированный на верхней сцене театра для гастролей, «обкатанный» в Италии, долгожданный балет уже в марте будет показан зрителям Большого театра. Так что мы благодарны итальянцам, которые помогли нам «собрать» «Спящую красавицу» - балет со сложной хореографией и многочисленными яркими танцевальными персонажами.
    – Как принимали спектакли итальянцы?
    – Каждый спектакль принимался восторженно. Итальянские зрители открыты и темпераментны. Они не скрывают своих эмоций. Финал каждого танца сопровождался громом аплодисментов. Приятно, что выступления были отмечены благосклонностью критиков и признанием коллег по искусству.
    Гастроли театра совпали со школьными рождественскими каникулами. Утренние спектакли начинались в 10.30 – это катастрофически рано для русских артистов. За десять минут до начала «утренника» дисциплинированные юные зрители начинали дружно хлопать. К моменту поднятия занавеса их аплодисменты переходили в овации. Этот потрясающий настрой «перелетал» через рампу и передавался каждому артисту. Думаю, что артисты выдержали сверхсложный режим гастролей во многом благодаря поддержке итальянских зрителей.
    – Кто из московских солистов стал любимцем публики?
    – Одного или даже нескольких любимцев публики назвать невозможно. Смотришь на необыкновенно теплый прием зрителей в определенный вечер и думаешь – вот они, избранники. А на следующий день – столь же темпераментно аплодируют другим исполнителям.
    На гастроли приехали ведущие мастера Большого театра. В «Лебедином озере» солировали Анастасия Волочкова, Анна Антоничева, Андрей Уваров, Сергей Филин, Дмитрий Белоголовцев и Владимир Непорожний; в «Спящей красавице» - Анна Антоничева и Николай Цискаридзе, Светлана Лунькина и Константин Иванов. Главные партии в «Щелкунчике» танцевали Елена Андриенко и Дмитрий Гуданов, Марианна Рыжкина и Ян Годовский.
    – Принимал ли участие в гастролях оркестр Большого театра?
    – Италия – оперная столица мира, центр музыкальной культуры. Поэтому привозить свой оркестр просто не было смысла. Спектакли проходили в сопровождении Оперного оркестра театра «Реджио» Этим замечательным музыкальным коллективом управляли российские маэстро Александр Копылов и Александр Сотников.
    – Отличалось ли данное турне от привычных гастролей Большого театра?
    – Благодаря помощи итальянской стороны впервые в гастрольной практике Большого театра был опробован «челночный» метод проведения гастролей. Освободившиеся от выступлений артисты уезжали в Москву, на их место приезжали танцовщики, занятые в следующих спектаклях. Смыслом такого открытого построения гастролей стал поиск нового способа театрального существования, при котором не прерывался показ балетных спектаклей в Большом театре (накануне Нового года в один вечер шли два «Щелкунчика» Большого театра: один – в Москве, второй – в Турине) и не останавливалась работа по подготовке премьеры «Тщетной предосторожности». Немаловажен и тот факт, что практически все артисты балета побывали в Италии в сказочное рождественское время.
Елена Троицкая

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Из архивов Флоренции ¦  АФИША
Rambler's Top100