Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Ссылки
 
Номер 2(47)
Тарифная политика: быть или не быть?

    На заседании правительства 24 января наконец-то было принято долгожданное решение по тарифам.
    С 15 февраля будут повышены тарифы на газ и на грузовые перевозки, а с 1 марта - на электроэнергию. План повышения тарифов на весь год принят не был, и это не удивительно - ведь подготовка заседания кабинета была похожа на детективную историю.
    Напомним, что в сентябре 2001 был подписан указ президента, согласно которому полномочия по регулированию тарифов передавались Единому Тарифному Органу (ЕТО), созданному на базе Федеральной Энергетической Комиссии (ФЭКа). Поэтому когда 9 января руководство ФЭКа объявило об увеличение тарифов на грузовые перевозки на 14% и на пассажирские на 30%, все приняли это как окончательное решение. Точно также серьезно отнеслись эксперты и к заявлениям о предварительных планах о повышении тарифов на 2002. Согласно этим планам тарифы на электроэнергию на должны были вырасти на 32% в целом за год, и тарифы на газ - на 50%. Хотя это противоречило объявленному в декабре потолку по повышению тарифов в 35% на весь год, представители ФЭКа объяснили это несоответствие тем, что их предложения соответствуют росту тарифов на 35% исходя из сопоставления среднегодовых тарифов.
    Однако, как оказалось, полномочия ФЭК остаются весьма иллюзорными. Не прошло и двух дней с момента анонсирования плана повышения тарифов, как Михаил Касьянов заявил о решение отменить постановление ФЭК о росте тарифов на грузовые перевозки. Премьер объяснил свое решение тем, что в январе инфляция оказалось гораздо выше правительственных прогнозов и приблизилась к 3% за месяц. Но фактически заявление Касьянова означало, что руководство ФЭКа поставили на место и что в будущем у него будет лишь формальное право подписи под решениями, принимающимися как компромиссные с другими представителями правительства. Всем известно, что министр Экономического развития и Торговли Герман Греф жестко возражает против быстрого повышения тарифов, которое приведет к более высокой инфляции и не только уменьшит уровень благосостояния населения, но и подорвет конкурентноспособность промышленного производства.
    Накануне заседания правительства в поддержку Германа Грефа выссказался и советник президента оп экономическим вопросам Андрей Илларионов. В статье, опубликованной 24 января в Ведомостях, Илларионов пишет о несостоятельности четырех основных аргументов в пользу повышения тарифов. Впрочем, утверждения одного из ведущих экономистов могут быть легко если не опровергнуты, то поставлены под вопрос.
    Во-первых, Илларионов настаивает на том, что “если взять за точку отсчета 1992-1993гг. или последние два года, выясняется, что тарифы “естественных монополий” росли опережающим темпом”. По этой причине советник президента считает, что нет достаточных оснований для повышения цен в регулируемых секторах экономики. Однако, в качестве контраргумента можно предложить проанализировать насколько цены на конечную продукцию в 1992-1993 года отличались от справедливых или рыночных цен и насколько от них отличались цены на ресурсы типа газа и электроэнергии. Не следует забывать, что в апреле 1992 отпущены цены на конечную продукцию, и инфляция, то есть рост потребительских цен в 1992 составил около 2000%, а тарифы на газ и электроэнергию были заморожены.
    Второй аргумент Илларионова заключается в том, что естественные монополии неэффективно тратят денежные средства. В то время, как десять лет с 1991 “численность всех занятых в российской экономике сократилась на 13%”, в электроэнергетике она “выросла на 65%, в транспорте более чем удвоилась, в газовой промышленности более чем утроилась”. В то же время тем, кто внимательно отслеживал развитие ситуации в естественных монополиях до 1998 года, хорошо известно, что значительный рост занятых был в основном связан с приобретением непрофильных предприятий за долги с их последующим включением в структуру холдингов, будь то РАО ЕЭС или Газпром. Таким образом, рост занятых в компаниях происходил одновременно с диверсификацией холдингов в другие сектора в результате неплатежей и бартера, парализующих экономику.
    Третьим аргументом против повышения тарифов является тот факт, что “инвестиции используются монополистами менее эффективно, чем в среднем по экономике”. Согласно экономической теории эффективность государственных предприятий действительно всегда ниже, чем в частных компаниях. В тоже время это вряд ли является поводом не инвестировать вовсе.
    Напоследок Андрей Илларионов приберегает однако самый сильный аргумент, с которым трудно поспорить. Низкий уровень тарифов в 1999-2000 гг. по его мнению “способствовал восстановлению экономического роста и более быстрому росту производства в перерабатывающих отраслях. Увеличение тарифов после сентября 2000 привело не только к замедлению общих темпов экономического роста, но и к изменению структуры промышленного производства в пользу сырьевых отраслей.”
    Этот аргумент отражает всю дилемму нынешней российской власти. Да, с одной стороны тарифы на газ и электроэнергию в России сейчас ниже справедливой цены почти в два раза и только их повышение снизит привлекательность экспорта и заставит монополистов поставлять больше на внутренний рынок. С другой стороны, в этом случае внутренний спрос может значительно сократиться и основной статьей дохода российской экономике по-прежнему будет экспорт. Это может произойти по причине банкротства перерабатывающий промышленности, которая при справедливых ценах на топливо станет неконкурентноспособной. То есть либо правительство должно предпочесть медленное повышение тарифов, которое позволит сохранить несырьевые сектора и занятость в экономике, но в долгосрочном плане подорвет основу экономического роста, так как при нынешних ценах естественные монополии не могут модернизировать производство. Либо кабинет предпочтет быстрое повышение тарифов, но при этом может столкнуться с глубоким падением внутреннего спроса и высокой безработицей уже через год-два. Разумеется, эта ситуацию можно решить путем более активной поддержке мелкого бизнеса и либерализации законодательства. Но по всей видимости кабинет уже сделал выбор в пользу более постепенных преобразований, о чем и свидетельствует январское решение правительства о весьма умеренном повышении тарифов. Так что инфляция вполне может удержаться на уровне 15% за год, то есть реальные доходы населения имеют шанс несколько увеличиться и в 2002 году. С другой стороны, это значит что приток зарубежных инвестиций останется слабым и в этом году, так как регулируемые цены на энергоносители являются основным тормозом для иностранных инвесторов.
Евгения Орловская

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "ЭКОНОМИКА"
Банковская реформа: плохо для сектора, хорошо для Сбербанка ¦  Финансовые рынки ¦  Олигархи будут считать деньги ¦  Правительство забирает деньги из экономики
Rambler's Top100