Номер 2(47)
Олигархи будут считать деньги
В середине января в Карнеги-центре в Москве прошел семинар, посвященный усилению вертикали власти в регионах, а точнее тому,
насколько создание федеральных округов повлияло на политическую и экономическую ситуацию в России.
По мнению собравшихся экспертов, ситуация в федеральных округах развивалась настолько по-разному, что однозначно говорить о
значимом влиянии полпредов президента на развитие ситуации в стране пока рано.
Наиболее сильными тенденции по консолидации власти обозначились в Уральском федеральном округе. Из шести субъектов федерации,
входящих в состав этого ФО на данный момент только Свердловская область продолжает проводить достаточно независимую политику.
Ее особенное положение отчасти объясняется особыми политическими связями с Борисом Ельцином, ее выходцем. Кроме того, ее нанешний
губернатор Эдуард Россель последние годы старался позиционироваться на российской политической сцене как самостоятельная
фигура с политическими амбициями федерального уровня.
Если в Уральском округе усиление федеральной власти происходит на политической основе, то в центральном федеральном (центр –
г.Москва) консолидация власти идет на экономической основе. Руководство округа пытается втянуть подконтрольные регионы в
общие экономические проекты при участие правительства Москвы. Иными словами, сейчас речь идет о постепенной экспансии
московского капитала в близлежащие области.
В остальных федеральных округах с их введением поменялось не так уж много. Хотя на Дальнем Востоке был снят губернатор
Наздратенко и местная олигархия там явно потеряла позиции, говорить о монопольном праве федеральной власти на принятие
решений в ФО пока никак нельзя.
Сибирский регион по меткому выражению одного из выступавших на семинаре так и остался “краем непуганых олигархов”. Как и
раньше он был поделен на сферы влияния различных групп, контролирующих алюминиевый и металлургический бизнес, так он таким
и остался. Александр Лебедь так и не смог подчинить себе основные финансовые потоки Красноярского края, и Аман Тулеев так
же по-прежнему представляет собой компромиссного с точки зрения действующих на территории его области групп предпринимателей.
Мало что изменилось в Поволжье, Южном Федеральном и Северо-западном округах. По сравнению с Сибирским округом эти регионы
первоначально отличались принципиально другой структурой отношений “олигархов” и власти. Если в Сибирском округе губернаторы
представляют собой компромиссную для разных бизнес- групп фигуру, то в Поволжье позиции губернаторов или президентов
национальных республик были изначально сильнее и они более активно принимали и принимают участие в экономических решениях.
В то же время, интересен тот факт, что с момента учреждения ФО ни в одном из федеральных округов не произошел конфликт
между крупными бизнес-группами и властью или ли же непосредственно между промышленными холдингами. Это свидетельствует о
том, что этап перераспределения собственности между группами подходит к концу. Возможно, контуры финансово-промышленных
групп еще будет незначительно меняться, но очевидно одно: так называемым олигархам уже гораздо важнее зашитить то, что у
них уже есть, нежели продолжать экспансию. Напомним, что когда в мае 2000 года Путин подписал указ о создание федеральных
округов, многие говорили о том, что этот указ был во многом подготовлен еще ельцинской администрацией из желания предотвратить
дезинтеграцию страны. Нет сомнения, что за этим решением стояла и экономическая мотивация: ведь любые политические подвижки
на региональном уровне неизменно вызвали бы желание региональных властей перераспределеить собственность.
Сохранение статуса-кво за группами означает также, что в дальнейшем увеличивать доходы компаний можно будет только через
оптимизацию производства и издержек. За последние месяцы в ряде крупных холдингов уже отмечается стремление консолидировать
процесс принятия решений и ввести контроль за расходами. Кстати, в ближайшие месяцы “олигархи” могут столкнуться даже с
необходимостью более серьезной перестройки их бизнеса. После решение Путина создать финансовую разведку и после подписания
закона о противодействие легализации незаконных доходов ряд ограничений на работу с оффшорными зонами могут серьезно снизить
доходность банковских операций. В России маржа, то есть доходность банков сейчас находится на уровне около 10%, хотя в странах
Восточной Европы эта цифра почти вдвое ниже. Совершенно очевидно, что переход на цивилизованное ведение бизнеса, которое
отвечает интересам олигархов с точки зрения безопасности их собственности, будет стоить им более высоких налогов и потребует
хороших менеджеров. Есть ли они в России, покажет время.
Справка о составе федеральных округов:
Центральный федеральный округ: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область,
Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область,
Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область,
Ярославская область, г. Москва.
Глава округа Георгий Полтавченко
Северо - Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область,
Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург,
Ненецкий автономный округ.
Глава округа генерал ФСБ Виктор Черкесов
Южный федеральный округ: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино - Балкарская
Республика, Республика Калмыкия, Карачаево - Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская
Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область.
Глава округа генерал армии Виктор Казанцев
Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан
(Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика - Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область,
Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область,
Коми - Пермяцкий автономный округ.
Глава округа Сергей Кириенко
Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область,
Ханты - Мансийский автономный округ, Ямало - Ненецкий автономный округ.
Глава округа генерал милиции Петр Латышев
Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край,
Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область,
Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано - Ненецкий) автономный округ, Усть - Ордынский
Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ.
Глава округа Леонид Драчевский
Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область,
Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ,
Чукотский автономный округ.
Глава округа генерал армии Константин Пуликовский
Евгения Орловская
|