Номер 2(66)
Ковчег на одном дыхании
10 февраля российский фильм был награжден Премией мира международного кинофестиваля “Берлинале-2003”
Премия мира присуждается режиссерам из Центральной и Восточной Европы, работы которых отвечают стилю и традициям польского мастера Анджея Вайды. На сей раз наиболее достойным этой награды был назван режиссер Александр Сокуров, представивший на фестиваль фильм “Русский ковчег”. Как сообщили в оргкомитете фестиваля, премия присуждена за “искусное использование кинематографа для глубокого анализа проблем и реалий общества”.
Эта награда не первая, наверняка и не последняя, хотя “Русский ковчег”, надо признать, не избалован призами, несмотря на грандиозный успех, сопутствующий фильму везде, где он показывался. Причина в том, что еще в период работы над картиной режиссер поставил условие: картина может представляться на соискание каких бы то ни было наград только в общей номинации «Лучший фильм». Сокуров говорит, что в этом уникальном проекте невозможно разделить проделанную работу «по профессиям», а достигнутый результат есть итог труда большого и единого коллектива.
Из-за этого условия фильм остался без наград Европейской киноакадемии, где получил сразу две номинации: в категориях «Лучший режиссер» и «Лучший оператор», но был снят с конкурса. В Каннах режиссеру тоже пришлось довольствоваться признанием публики, аплодировавшей стоя после премьерного показа – так же, как аплодировала она предыдущим творениям Сокурова – “Тельцу” и “Молоху”.
Тем не менее, кинокритики сходятся в том, что “Ковчег” войдет в историю кинематографа. Год назад в петербургском Эрмитаже был осуществлен этот грандиозный, сложнейший, почти на грани возможного, проект – беспрерывная съемка полнометражного игрового фильма. Беспрецедентность съемки заключалась в том, что она была проведена в одном из крупнейших музеев мира при участии более тысячи человек актеров, музыкантов, статистов и съемочного коллектива одним непрерывным кадром за 1 час 27 минут 12 секунд. То есть, полтора часа камера не выключалась, прошла по 36 залам, галереям и лестницам через весь Эрмитаж, и полученное изображение затем не подвергалось монтажу. Съемка получилась только на четвертый дубль, и ей предшествовали месяцы подготовки. Беспрерывную съемку Сокуров употребил не первый, подобные опыты уже снимались неоднократно, наиболее известные из них - в Мексике и в Англии, но о режиссуре такого масштаба и такой сложности до сих пор и речи не было.
Технический прием, конечно, – не самоцель: режиссер описывает процесс, как съемку на одном дыхании. Творческое напряжение, развивающееся в реальном времени, и есть главная особенность картины. Идея сделать такой фильм зародилась у Сокурова 15 лет назад, но только в наши дни она стала технически осуществима. “Работая в режиме реального времени, творец чувствует, что прикасается к чему-то божественному, - сказал режиссер на пресс-конференции. - Формы и средства кино постоянно меняются. Скоро традиционная форма 96-минутного фильма отомрет. Существуют только слова, все остальное неважно”. И еще одна цитата из Сокурова, демонстрирующая отношения мастера со своей профессией: “Кино было создано, чтобы помочь поддержать классическое искусство, но не заменить его. Кино должно упасть на колени перед живописью и литературой и не вставать ни при каких обстоятельствах”.
Вот так. Сокуров-философ пророчит смерть традиционному кинематографу, Сокуров-режиссер снимает шедевры. Остается с нетерпением ждать официальной российской премьеры – она состоится в дни празднования 300-летия Петербурга.
|
|