Номер 2(66)
Шляпное дело
Третьяковка уверяет зрителя, что “Дело в шляпе”. На Крымском валу открылась экспозиция с таким названием. Произведения живописи из фондов галереи объединены здесь одной чертой – присутствием в изображении головных уборов.
Шляпы на картинах соседствуют в пространстве выставки с реальными шляпами – из Исторического музея и частных коллекций. Простоволосым современникам Третьяковка показывает красивую и ностальгическую картинку – о временах, когда вышеназванный атрибут не просто прикрывал голову от атмосферных воздействий, но был показателем вкуса и знаком положения в обществе.
Эпоха шляпы в России длилась с XVIII по начало XX века – от Петра I до революции. Соответственно и большая часть живописи на выставке – того же периода: от застылого, будто кукольного, парадного портрета середины XVIII века до натюрмортов Гончаровой и Кончаловского. В промежуток попали и Тропинин, и “Неизвестная” Крамского, и мирискусники, и писанная на клеенке “Семейная компания” Пиросмани.
В наши дни шляпа, пожалуй, так же выделяется в толпе, как непокрытая голова – во времена Пушкина, ведь большую часть ХХ века в России ее почитали “предметом буржуазного быта”, отвергнув вовсе или заменив более демократичными кепками и косынками. Однако и в советском быту женская шляпка была жива, чему свидетельством – великолепные работы Татьяны Мавриной и Александра Осмеркина. А вполне реалистическая витрина шляпного магазина, написанная Юрием Злотниковым в 1956 году, будет неожиданностью для тех, кто знает этого художника только по “сигнальным структурам” – холстам с рядами одинаковых точек. “Витриной” и заканчивается хронологический ряд, она – самая “молодая” картина на выставке. Всего же показано семьдесят полотен в окружении исторических шляп и цилиндров, а также шляп-фантазий, изготовленных Сергеем Параджановым, и произведений современных дизайнеров.
Экспозиции, объединенные одним сюжетным или формальным мотивом, стали новым веяньем в российском музейном деле. На этом поприще преуспели уже Русский музей с Московским центром искусств, да еще галерея “Ковчег”. Взяв произвольную тему, существующую в искусстве веками, кураторы могут подобрать такой материал, какой сами захотят видеть в экспозиции. В результате выставки получаются более легкими для восприятия и цельными стилистически.
Принцип отбора произведений на нынешнюю выставку остается не совсем понятным, несмотря на попытки систематизировать экспозицию. Даже “шапочное” знакомство с фондами Третьяковки позволяет предположить, что картин могло быть намного больше, и, в общем-то, весьма разумно со стороны кураторов ограничить их число, спасая выставку от перегруженности. Вопрос в том, что именно и как повесить. Кажется, что основным принципом отбора была красивая развеска, в чем галерея, кстати, преуспела, а придуманные затем членения на темы с искусствоведческими объяснениями – только наукообразная дань серьезности заведения. В результате тексты, призванные пояснять, только запутывают дело, пытаясь оправдать отсутствие хронологической повествовательности. Это – тоже из модных выставочных тенденций – концептуальное обоснование соперничает с самими произведениями в завоевании зрительского внимания. Количество произведений уменьшается, а длина поясняющих текстов растет.
Правда, из текстов можно извлечь много интересных фактов. Например, узнать о том, что само выражение “дело в шляпе” относится к XVI веку, и основано на реальной юридической процедуре: во время суда на Руси в шапку клали восковые шарики, и тяжбу выигрывал тот, кому принадлежал первый вынутый шарик.
Шляпа или, по определению В. Даля, “головная покрышка” – вещица интереснейшая сама по себе. Нет, никто не призывает немедленно покрыть голову итальянской соломкой и страусиными перьями. Все равно во все времена важнее остается содержание головы, а не то, что на ней. А для развлечения можно посмотреть на “одежду для головы” глазами известнейших русских художников.
|
|