Номер 5(69)
Весенняя мода на стильную фотографию
В весеннюю Москву снова хлынули мода и стиль. Московский дом фотографии, главный российский центр фотографической среды, опять привез знаменитостей из Европы, раскопал старые снимки русских классиков, позвал новых скандальных фотохудожников. И все для того, чтобы приобщить московских зрителей к миру журнальных обложек, хладнокровных моделей, китча и гламура. Третий фестиваль “Мода и стиль в фотографии” рассыпался по московским выставочным залам многочисленными выставками.
На самом деле далеко не вся модная фотография обладает тем стереотипным отстраненным глянцем, о котором принято говорить “гламур”. Вместе с такими мэтрами, как Хельмут Ньютон, прославившийся именно как один из родоначальников современного гламура, в Москву приезжают работы парижских фотохудожников Пьера и Жиля, итальянца Тацио Секкьяроли, цирковые фотографии из французского Национального фонда современного искусства и многое другое.
Ретроспектива Ньютона в залах Дома фотографии на Остоженке открыла фестиваль. Стройные ряды обнаженных моделей, лишенных и намека на сексуальность; тела, интересные как объекты или фактуры; механизмы, выступающие на равных с человеческих телом – вот мир ньютоновской фотографии, с шестидесятых годов наводняющий популярные журналы вроде Vogue, Marie Claire, Elle или Linea Italiana.
Ученик Энди Уорхола, певец общества потребления, Дэвид Лашапель предстал московской публике в бутике James. Его искусство, будто представляет следующее за Хельмутом Ньютоном поколение: оно имеет тот же отстраненный взгляд, но более яркую, китчевую, даже абсурдную форму.
Тацио Секкьяроли в 50-х работал репортажным фотографом, а затем стал истинным папарацци – начал снимать знаменитостей. Феллини пригласил его на съемочную площадку – документировать процесс, Софи Лорен избрала личным фотографом. Лорен, Мастроянни и Феллини в результате – главные персонажи выставки в Новом Манеже
Раз уж речь зашла о временах, несколько отдаленных, и постепенно превращающихся в легенду, то нельзя не упомянуть следующую выставку. Работы Жанин Ньепс в Московском центре искусств на Неглинной представляют Париж 50-60-х годов во всем романтическом шике, который, кажется, так и остался в нашем сознании неотъемлемой частью этого города.
Вся программа нынешнего фестиваля поделена на темы. “Мода как мода” – это уже перечисленные Ньютон, Лашапель, Ньепс плюс проект галереи Бодо Нимана “Немецкие кабаре начала века”, плюс “Детская мода. 100 лет назад”. Тема “Цирк как стиль жизни” включает в себя “Историю российских клоунов”, “Историю мирового цирка” и серию фотографий Александра Родченко, сделанных для журнала “СССР на стройке” в 1940-м году. Наконец, часть фестиваля, стремящаяся представить “70-е годы XX века” состоит из двух выставок: истории Дома моды Славы Зайцева и работ Жана-Мари Перье - известного фотографа, запечатлевшего Beatles, Rolling Stones и других знаменитостей.
Всех событий фотофестиваля не описать, даже кратко, за один раз. Как и посмотреть все выставки. Наверняка зритель обнаружит еще много интересного среди проходящих событий. Фестивальное пространство тем и хорошо, что иногда преподносит сюрпризы.
|