Номер 5(69)
Нелегкий выбор премьера Касьянова В правительстве начинается турбулентность
Похоже, что стабильное последние 3 года правительство России входит в зону турбулентности – несколько месяцев назад уже были произведены перестановки в военно-силовом блоке, а теперь призрак перемен докатился и до экономического блока.
Первым сигналом напряженности стали трения по поводу формирования налоговой политики на 2004 год. Напомним, что в феврале-марте Михаил Касьянов обрушился с критикой на Министерство Финансов, которое оказалось не в состоянии предложить внятную концепцию налоговой реформы на послевыборный период. В частности, премьер заявил, что предложения Минфина по налоговой политике никак нельзя назвать реформой, а лишь разрозненным предложениями, не соответствующими поставленным задачам. Негодование премьера вполне можно понять. Президент явно не готов согласиться с дефицитным бюджетом, даже несмотря на накопленный к нынешнему моменту резервный фонд в размере 8 млрд. долларов. Это значит, что любые предложения о снижении налогов должны либо сопровождаться сокращением государственных расходов, либо сочетаться с увеличением налогообложения наиболее процветающих секторов, то есть нефтяных компаний. Ни того, ни другого Минфин пока не предлагает, по всей видимости, оставляя тяжелый выбор на долю председателя правительства.
Неудовольствие высшего руководства стало вызывать и Минэкономразвитие. По некоторым слухам, недавнее обсуждение реформы Газпрома привело к серьезному конфликту между Германом Грефом и Алексеем Миллером, причем их противоречия насколько неразрешимы, что такой конфликт может закончиться отставкой одного из них. Одним из главных камней преткновения в реформе газовой монополии стал вопрос о допуске нефтяников к газовой трубе. Не секрет, что попутный газ, который сейчас нефтяные компании просто-напросто сжигают как лишний отход переработки, можно было бы продавать при наличии доступа к газовой трубе. Но что хорошо для нефтяников, то плохо для Газпрома. Увеличение внутреннего предложения газа привело бы к снижению цен на газ на внутреннем рынке и сократило бы и без того незначительные доходы Газпрома от поставок внутри страны. Кроме того, не следует забывать, что газовая труба строилась на средства Газпрома и компания не без основания считает необходимым взимать высокую стоимость транспортировки с нефтяников. По всей видимости на данный момент ситуация зашла в тупик: Герман Греф не видит возможности реформировать газовую отрасль без либерализации доступа к трубе, а Миллер в реформе Газпрома видит оптимизацию внутренней структуры компании, но никак не существенную трансформацию ее бизнеса. По слухам Германа Греф последнее время почти не появляется на публике, пропускает даже собрания в государственных компаниях, где он представляет интересы государства. Так что если речь и идет о чьей-то отставке, то уж не об отставке Миллера.
О слабости позиций Грефа свидетельствует и недавнее резкое высказывание Михаила Касьянова в адрес одного и заместителей Грефа - Михаила Дмитриева. Замминистра получил официальное предупреждение о «неполном служебном соответствии» в результате того, что давал противоречащие официальной позиции правительства комментарии по пенсионной реформе. Правда, через некоторое время в прессе появилась информация, что премьер поддержит достаточно радикальный законопроект по пенсионной реформе, дающий управляющим компаниям широкий доступ к пенсионным деньгам, хотя ранее Государственный пенсионный фонд настаивал на всяческой монополизации этого процесса то путем создания Государственной Корпорации, то путем передачи пенсионных средств под управления ВЭБа. Правда, пока еще документы не подписаны, но совершенно очевидно, что реформаторский блок в правительстве занимает жесткую позицию. У премьера есть два выбора, и оба они для него плохи. Либо он пойдет на уступки Грефу и тогда придется бороться с представителями монополий – и Газпромом, и Пенсионным фондом. Либо он позволит монополистам пролоббировать их интересы, и тогда вероятнее всего реформы сильно замедляться, темпы экономического роста будут снижаться и обвинят в этом именно тех, кто реформы инициировал. И в том, и в другом случае положение премьера представляется довольно шатким, но последнее слово остается как всегда за президентом. Очевидно, скорых отставок ждать не следует – накануне выборов в Думу Путин не захочет будоражить общественность сменой правительства. Но формирование новой Думы вполне может послужить поводом произвести радикальные перестановки в кабинете министров.
|