Номер 5(69)
Раскол № 2
К уже имеющемуся расколу на «старую» и «новую» Европу из-за поддержки акции США против Ирака, прибавился еще один – вокруг вопроса о введении поста президента ЕС. Подобное положение было внесено в проект Евроконституции разрабатываемой Конвентом под председательством экс-президента Франции Жискара д’Эстена.
Против введения поста президента выступили 22 из 28 государств — членов Европейского Союза. Первыми против проекта высказались 16 «малых» стран — Австрия, Болгария, Венгрия, Дания, Ирландия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Португалия, Словакия, Словения, Чехия, Финляндия, Швеция и Эстония. Затем к ним присоединились Польша и Румыния.
«За» оказались всего шесть стран, но зато каких— Италия, Франция, Германия, Великобритания, Турция и Испания. Таким образом, повторяется история вокруг оказания помощи Турции – малые страны изо всех сил демонстрируют собственную значимость и решимость в противостоянии странам-«тяжеловесам». Они даже могут рассчитывать на победу – ведь для принятия Конституции требуется согласие всех стран – членов ЕС. Подобное расхождение мнений отражает «нарастающее взаимное недоверие между так называемыми большими и так называемыми малыми странами». О растущей напряженности говорит и тот факт, что на прошлой неделе представители семи «малых» стран (Бенилюкса, Португалии, Австрии, Финляндии и Ирландии) собрались в Люксембурге для поддержки существующей системы ротации — гарантии равенства государств. Фактически «малыши» опасаются, что после отмены прежнего порядка управления ЕС их влияние, до настоящего времени поддерживавшееся принципом ротации, когда каждая, даже самая маленькая страна – участник единой Европы – получала возможность чуточку поруководить всем Евросоюзом, стремительно упадет, а их интересы будут принесены в жертву интересам стран-гигантов.
Предлагается, чтобы президента ЕС выбирали руководители стран-участниц союза на пятилетний срок. Помогать ему будет министр иностранных дел ЕС (также новый пост), подотчетный Еврокомиссии и главам правительств стран ЕС. Создание поста президента будет ответом на десятилетней давности вопрос Генри Киссинджера о том, “кому звонить в Европу в случае необходимости”. Также это, вероятно, предотвратит сильные разногласия внутри ЕС.
|
|