Номер 6(70)
«Грезы» в театре Елены Камбуровой
Режиссер Иван Поповски, известный своими спектаклями в Мастерской Петра Фоменко («Приключение», «Балаганчик» и «Отравленная туника»), поставил на сцене Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой спектакль «P.S. Грезы…». Это даже не совсем спектакль, а, скорее, «музыкальная инсталляция» - сами же авторы постановки определили его жанр как «концерт-фантазия».
В основе спектакля – 16 песен Шумана и Шуберта. Действие строится не по принципу «актер спел - зритель похлопал», как это бывает в опере или консерватории. У спектакля единая, неразрывная ткань, действие настолько тонко выстроено, что переходы от одной песни к другой просто не заметны. Ты смотришь за происходящим на сцене на одном дыхании, боясь, что если вновь начнешь дышать, все в один момент прекратится.
На небольшой импровизированной сцене пятеро музыкантов – клавишник, ударник, два гитариста и флейтист. Мастерски сделанная аранжировка ни к коей мере не умоляет достоинств оригинальных произведений, хотя и далека от классической. Аранжировщики Олег Синкин и Александр Марченко сделали джазовый парафраз известных произведений Шумана и Шуберта. В итоге получилась весьма оригинальная и самодостаточная версия.
Но главное в спектакле – вокал. Певицы Елена Веремеенко, Ирина Евдокимова, Анна Комова и Елена Пронина скользят по сцене подобно сиренам призванным приманивать усталого путника своими божественными голосами.
Такой изысканной, эстетской режиссуры в Москве больше увидеть нигде нельзя. Театр Поповски - это театр европейского мышления, в котором нет излишнего психологизма и самокопания, присущих русскому театру. Это идеальный синкретичный театр, в котором все элементы взаимосвязаны и переливаются один в другой. Слова вторят музыке, музыка – словам, пластика – свету, свет – вновь музыке и так до бесконечности. А то, как режиссер работает с пластикой и светом (при минимальных возможностях сценической площадки), может служить образцом для многих режиссеров.
|