Номер 10(74)
Стратегии Национального Альянса в изложении председателя парламентской группы этой партии в сенате Интервью Доменико Наниа Федерализм, полупрезидентская, премьер-министерская, канцлерская система и не только…
«Институционные и конституционные реформы, а также те, что направлены на модернизацию государственного аппарата, стоят в центре программы, которую Дом свобод представил избирателям, – сказал Доменико Наниа, председатель группы Национального Альянса (НА) в сенате. – И некоторые важные и значительные из этих реформ уже реализованы за первые два года работы парламента нынешнего созыва, достаточно вспомнить закон-цель об общественных работах, реформу системы образования, налогообложения».
«Начать дискуссию было правильно и необходимо, – сказал далее Доменико Наниа. – И, как утверждал заместитель председателя Совета министров Джанфранко Фини, реформы должны осуществляться на основе биполярного метода при содействии всех политических сил. Совсем другое дело – поиск консенсуса, который, мы надеемся, будет как можно более широким. Если же, к нашему сожалению, такого широкого консенсуса достичь не удастся, процесс реформ должен все равно осуществляться».
Продолжая излагать основные направления политики своей партии, Наниа заметил: «В этом плане Национальный Альянс в полной мере выполняет свой долг. Сенату и палате депутатов был представлен конституционный законопроект о введении в политическое устройство нашей страны полупрезидентской системы по французскому образцу. На наш взгляд, это модель, которая надежнее других обеспечивает власть демократии, поскольку позволяет избирателю от первого лица участвовать в избрании парламента и президента республики». «Французская система называется ‘двуглавой‘, она подразумевает прямые выборы главы государства, который полномочен назначать и отзывать премьер-министра, а также распускать парламент». «В условиях сложной и неоднородной реальности Италии полупрезидентская система, безусловно, лучше всего отвечает политическим традициям; и кроме того, она упрочила бы биполярное устройство политической жизни, завоеванное благодаря мажоритарной избирательной системе. Вот такой и остается определяющая позиция НА, но это, конечно, не ультимативный принцип».
Значит, НА открыт для диалога и готов рассматривать любые предложения?
«Если в Доме свобод возобладает большинство в пользу премьер-министерской системы, мы не будем делать из этого драмы и будем сотрудничать ради ее осуществления. В конце концов и премьер-министерская система вполне соответствует принципу ‘власти демократии’. Национальный Альянс не желает навязывать своим союзникам ту или иную модель, он просто считает необходимым создать такую систему, которая обеспечивала бы реальное выражение воли граждан, а те могли бы дать ей оценку по окончании полномочий выборных органов. Основой должны быть стабильность и биполярное устройство политической жизни, и на этом пути мы готовы к конструктивной дискуссии со всеми политическими силами».
А другие модели?
«По поводу других моделей правления, например, канцлерской системы, у нас гораздо меньше уверенности, как потому, что они не обеспечивают биполярного устройства в политике и не предусматривают прямых выборов, так и потому, что не предотвращают так называемых ‘правительственных кризисов’, которых надо избегать всегда и в любом случае из уважения к суверенитету народа».
А федерализм?
«С новой формой правления тесно связана реформа федерального устройства страны. Многие, особенно среди руководителей органов власти на местах, поняли, скольких противоречий полна реформа, которую запустил левый центр на излете периода своих полномочий при перевесе в каких-то четыре голоса. И всем известен вред, который она причиняет как местным автономиям, так и государству из-за конкуренции полномочий у самого государства и у областей. Но не все смогли заметить, что объединение Олива между строк своих законодательных норм допустило в нашей стране возможность замаскированного сепаратизма. Олива сделала так, что обычным государственным законом можно предоставить областям по их требованию иные формы и условия автономии, чем те, что у них уже есть. В политическом плане это значит, что какое-нибудь правительство правого центра, опираясь на свое большинство, могло бы дать больше полномочий ‘своей‘ области и отказать в них другой, потому что на местном уровне ей управляет левый центр!»
Это риск, конечно, обоюдный. Есть ли решения?
«Правительство и большинство таким образом осознали необходимость основательно пересмотреть ту реформу, и с министром реформ Босси, с министром по делам областей Ла Лоджей, с министром экономики Тремонти активно ведется совместная работа над законопроектом, который потом предстоит обсудить на Конференции государства и областей и на форумах провинций и муниципалитетов, а затем передать на рассмотрение совета министров и, наконец, парламента. Этот законопроект четко разграничит компетенции по отдельным вопросам между государством и областями, не допуская проблем в толковании, которые лежат в основе непрекращающихся конфликтов и обращений в конституционный суд».
А что потом?
«Мы работаем над тем, чтобы превратить Италию в демократическую страну с президентским и федеративным устройством, которая реально могла бы использовать возможности глобализации в условиях государственной целостности; в демократическую страну, которая позволяла бы каждой области осуществлять территориальную политику на основе полной автономии. Следовательно, речь идет о федеративном устройстве, при котором упор делается на местные характеристики, особенности, традиции, а не на разобщенность и губительную государственную опеку. Мы верим, что в этих условиях даже атавистически отсталая экономика Юга Италии обретет новые стимулы, чтобы приблизиться к социально-экономическому уровню Центра и Севера».
|