Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 15(79)
Повод вспомнить

    В Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина открылась выставка “Графика А.В. Шевченко (1883-1948) из фондов ГМИИ им. А.С. Пушкина и частных коллекций”. Соавтором музея в подготовке этой экспозиции стала галерея «Ковчег».
    На свет были извлечены акварели, гуаши, рисунки, монотипии – «подшерсток» искусства, который часто остается в роли произведений «второго ряда», особенно, если автор был сильным живописцем. В случае Шевченко именно так и произошло: Живописные полотна мастера висят во всех крупнейших российских музеях, они внесены в анналы, хрестоматии, учебники. Графика же известна намного меньше.
    Подготовительный, набросочный характер многих графических листов не делает, однако, графику Шевченко вторичной. Нынешняя выставка доказывет: большой художник проявляется во всем, что делает. Даже более того: иногда спонтанность и наработанное мастерство создают из мгновенного наброска драгоценное произведение, а сложносочиненные холсты просто больше понятны широкой публике, оттого и лучше известны.
    Показ работ мэтра Александра Васильевича Шевченко приурочен к 120-летию со дня его рождения. Экспозицию составляют как музейные фонды, так и произведения из частных московских коллекций, семьи художника.
    Участник выставок “Мира искусства”, авангардных экспозиций “Бубновый валет”, “Ослиный хвост”, “Мишень”, “№ 4”, один из основателей объединений “Маковец” и “Цех живописцев”, теоретик, профессор ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа, Александр Шевченко обладал ярко выраженной художнической индивидуальностью, это позволяло ему стоять особняком в отношении и авангардных экспериментов, и соцреалистического канона. Любовь к предметному миру, желание выразить ощущения от будничной жизни соединились в его искусстве с изысканностью и обобщенностью формы.
    Графика всегда была важной, неотъемлемой частью творчества Шевченко. Его акварели, рисунки, монотипии - не только лабораторные опыты или подступы к темам, получавшим завершение в живописи на холсте, но и вполне автономные, полноценные произведения. Свою программу он формулировал так: “Нам надо сперва подойти к природе, к жизни, отбросив свои “я”, раствориться в них для того, чтобы вновь выйти претворенным в большое, не личное, человеческое “я”. И тогда это будет искусство не сегодняшнего дня, а искусство эпохи, искусство монументальное”.
    Шевченко движется от парижских видов, выполненных в первых годах ХХ века в стилистике модерна, к неопримитивизму и лучизму Михаила Ларионова, проявляющихся в работах 1910-х годов. Выставка, следуя за путем мастера, показывает, как затем Шевченко обращается к Сезанну, а после останавливается на узнаваемой манере – обобщенной, лаконичной, с выверенным ритмом и всегда гармоничной композицией. Эти черты идеально соотносятся с печатной техникой монотипии, в которой художник работал в начале 1930 годов.
    Тиражная графика мастера – это отдельная большая тема, устроители выставки не стали включать ее в экспозицию, оставив как потенциальный повод вспомнить о Шевченко еще раз. Фигура того стоит – это выдающийся художник из числа тех, кто оказал значительное влияние на судьбы российского искусства.

    Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Волхонка, 12. Выставка продлится до 11 января.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
“Non/fiction” в Москве ¦  “Три тысячи лет доктрине разделения властей. Суд Сьютера”. ¦  АФИША
Rambler's Top100    Rambler's Top100