Номер 3(48)
Правительство в пессимизме
В ходе представления макроэкономического прогноза на 2002 г. на заседании правительства 7 февраля команда Германа Грефа была сдержана в оценках.
Представители правительства объявили, что более медленный (5%), чем ожидалось, рост ВВП является результатом неудачного сочетания ряда внешних и внутренних факторов. Во-первых, замедление американской экономики после терактов 11 сентября вызвало снижение цен на нефть, что негативно сказалось на российской экономике. В результате сокращения экспортных доходов темпы роста ВВП оказались на 1% ниже ожидавшихся, а промышленное производство по итогам года увеличилось всего на 4,9%. Вторым фактором замедления экономики в прошлом году стало и реальное укрепление курса рубля. В 1999-2001 гг. реальное укрепление эффективное укрепление рубля составило 50%. Иными словами, реальный курс сейчас составляет около 75% от уровня 1997 года, когда российские производители явно страдали от низкой ценовой конкурентноспособности. Признаки ослабления позиций российских товаров уже налицо: в 2001 г. импорт вырос на 18% и теперь импортные продукты составляют около 41% от конечного потребительского спроса. Третьим настораживающим фактором стал быстрый рост издержек производителей. Рост зарплаты и тарифов привел к сокращению прибылей по всем секторам, так как оплата труда росла опережающим темпом по сравнению с производительностью труда.
Замедление роста инвестиций и стагнация уровня реальных доходов в 4-м кв. 2001 г. заставили правительство проявить осторожность при прогнозировании показателей на 2002 г. Эксперты Министерства Экономического Развития и Торговли представили пересмотрели свои прогнозы по росту ВВП на 2002 год: если предыдущий вариант наихудшего сценария предусматривал рост ВВП на 3,5%, то теперь правительство не исключает и 3,1%.
В то же время, сценарии развития экономической ситуации на этот год, вынесенные на правительство, варируются только в зависимости от цен на нефть, что вызывает недоумение. Несмотря на то, что экономика России по-прежнему в значительной степени зависит от цен на черное золото, в 2002 г. роль ключевого фактора будет играть инфляция. К сожалению, во всех трех сценариях Минэкономразвития инфляция остается неизменной на уровне 12-14 процентов, что по всей видимости свидетельствует о нежелании правительства обсуждать этот спорный вопрос. В то же время, прогнозы правительства уже сейчас вызывают много вопросов.
Во-первых, принимая во внимание январский рост цен (на 3,1%), можно заключить, что ожидаемые правительством 12-14% представляются чересчур оптимистичными. С учетом того, что инфляционное давление возобновилось еще до повышения тарифов на газ и электроэнергию (запланированных соответственно на 1 февраля и 1 марта этого года), по итогам 1-ого кв. инфляция составит никак не меньше 7%. Даже с учетом возможной дефляции в августе и сентябре за год рост цен будет не ниже 15-17%.
Во-вторых, в то время как Минэкономразвития намерено бороться с инфляцией в основном с помощью бюджетной и денежной политики, основной причиной ускорения инфляции, как и прежде, является повышение тарифов в регионах. Так, например, в январе тарифы на услуги связи были повышены на 18%, т.е. примерно на столько, насколько за весь 2001 г. Опереажающими темпами (по сравнению со средним показателем по сфере услуг) росли и тарифы на услуги ЖКХ. Цены на продукты питания и непродовольственные товары в январе росли медленнее, чем год назад, что говорит о том, что денежные факторы уже не так сильно подстегивают инфляцию. С учетом сокращения сальдо торгового баланса (по сравнению с прошлым годом), денежная инфляция в 2002 г. будет невысокой.
Судя по всему, правительство сейчас стоит перед нелегким выбором: готовность продолжать повышение тарифов является важнейшим условием сокращения издержек естественными монополиями и повышения эффективности их деятельности. Данные, приведенные в Илл. 2, показывают, что инфляционное давление в значительной степени является следствием повышения тарифов на услуги ЖКХ, которое рассматривается в качестве важнейшего условия устранения перекрестного субсидирования.
С другой стороны, в краткосрочном плане же плане ускоренный рост тарифов приведет к быстрому исчезновению тех преимуществ в ценовой конкуренции, которые отечественные производители получили после девальвации рубля в 1998 г. Стагнация темпов роста ВВП в 4-м кв. 2001 г. и быстрый рост импорта может означать, что существует опасность замедления российской экономики в нынешнем году.
Есть еще один фактор, который может заставить правительство отступить от первоначальных планов по увеличению тарифов. Очевидно, что уже через несколько месяцев начнетя постепенная подготовка к выборам в Думу 2003 года и к президентским выборам в 2004 г.. Таким образом, политическая элита будет уделять больше внимания повышению реальных доходов населения, а значит инфляция станет нежелательной.
Поскольку источником инфляционного давления являются прежде всего регионы (в частности, в результате повышения тарифов на услуги ЖКХ), один из немногих возможных для правительства механизмов контроля за уровнем цен станет ограничение роста тарифов на федеральном уровне, в частности на газ. Зам.министра экономразвития Аркадий Дворкович уже заявил, что кабинет не считает возможным повышать тарифы во второй половине этого года. Учитывая лоббирование этого вопроса со стороны Газпрома и Федеральной Энергетической Комиссии оговоримся, однако, что рост цен на газ все же может произойти , но лишь в одном случае – если цены на нефть на внутреннем рынке останутся низкими. Таким образом, в ближайшие месяцы следует пристально следить за активностью нефтяных компаний: если они добьются увеличения экспорта, то предложение нефти внутри страны сократиться, цены пойдут вверх и тогда уже Газпрому наверняка откажут в повышении тарифов.
|