Номер 1(81)
Театр пороков
Музей изобра–зительных искусств им. А.С. Пушкина показывает свое собрание работ Жака Калло (ок. 1592–1635). Очередная публичная ревизия фондов графики вытаскивает на свет гравюры известного мастера, снискавшего славу еще при жизни.
Совсем недавно, вроде бы, ГМИИ показывал большую выставку офорта из своих запасов, которая не могла, конечно, обойтись без листов Калло. И вот снова работы мастера появились в экспозиции музея. На сей раз в большем объеме – так, чтобы составить представление об этом интереснейшем художнике.
Калло запоминается разными сторонами своего творчества, но, безусловно, сатирическая, карикатурная и трагедийная составляющие перевешивают в общеизвестном образе этого мастера. Особенно сильно врезаются в память картинки из циклов «Малые бедствия войны» и «Большие бедствия войны». Болезненно правдоподобные описания трагических событий, документализм, в котором обличение сливается с оторопью шокированного свидетеля, – такой лик войны представляли зрителю еще разве что Гойя и немецкие экспрессионисты. Выставка, где работы Калло, Гойи и Отто Дикса показывались вместе, уже однажды была осуществлена в Европе. Это должна была быть одна из мрачнейших и сильнейших по эмоциональному накалу экспозиций.
Но Калло – это еще и пасторальные сценки, и персонажи комедии «дель арте», и карикатурные образы современников, и библейские сюжеты. Однако везде автор проявляет себя, как острый наблюдатель, великолепный рисовальщик и вдумчивый интерпретатор. Мироощущение художника в большинстве работ выдает свою драматическую основу. А каким еще оно могло быть у человека, 13 лет проведшего в Италии и вернувшегося в родной Нанси, чтобы застать там войну, голод и эпидемию чумы. «Нищие», «Большие страсти», другие серии Калло – плоды Тридцатилейтней войны и других бедствий, обрушившихся на европейские страны в начале XVII века. Все это странным образом совпало с расцветом гравюры и ее широким распространением. Калло в этом процессе сыграл немаловажную роль: технологические новшества позволили ему распространить свои гравюры по всей Европе, стать одним из самых признанных графиков в истории.
Музей, однако, акцентирует внимание на другой грани творчества художника – театральности. «Весь мир – театр…», вслед за Шекспиром восклицает ГМИИ, и стремится показать работы Калло, связанные с театром или выявить в внутренне присущую им театральность. На перснажей дель арте похожи у Калло и дуэлянты, и придворные; сцены искушения святых представляются как карнавалы нечисти и человеческих пороков; гротескные маски заменяют портретные черты у персонажей, коих мастер являет во всей их неприглядности. При этом сам художник балансирует на грани балагана, непристойности и площадного кривлянья лицедея.
Посмотреть на театр Жака Калло можно в ГМИИ им. А.С. Пушкина до 11 апреля.
|
|