Номер 1(81)
Сицилийские художники ХХ века
Проездом из Минска в Барселону выставка сицилийских художников оказалась в Москве. Галерея искусств Зураба Церетели до 25 января показывает экспозицию «Сицилийские художники ХХ века».
Кроме Барселоны, выставку увидит Лондон, а закончит свои гастроли экспозиция на родине – в Палермо. 100 живописных и графических работ, а также скульптурных композиций – первое столь полноценное представление искусства Сицилии в формате трансевропейского турне. Произведения более пятидесяти мастеров призваны показать жаркий средиземноморский остров, как кузницу художественных кадров. Имена многих экспонентов известны далеко за пределами солнечного острова. Живопись Франческо Лояконо и Сальваторе Фьуме, скульптура Эмилио Греко и Франческо Мессины знакомы многим ценителям искусства в мире.
А уж крупнейший представитель итальянского неореализма Ренато Гуттузо не нуждается в особом представлении. Творчество этого автора проникало даже через «железный занавес»: его живопись, включающая в себя, помимо прочих, яркую социальную краску, импонировала официальным советским художественным структурам. Антифашистское прошлое, борьба за мир, демократические взгляды позволяли Гутузо и его искусству существовать для советского зрителя. Реализм, приверженцем которого художник всегда оставался, тоже встречал одобрение в стране Советов.
Но это – лишь одно из мноих имен, представленных на выставке. О некоторых художниках в России имелось слабое представление. Например, о членах группы Четырех, одним из основателей которой был Гутузо. Это живописец Лиа Паскуалино Ното, скульпторы Нино Франкина и Джованни Барбера. Знакомство с творчеством многих других авторов для российского зрителя состоялось лишь сейчас. По мнению устроителей, достойными международного показа являются постимпрессионистические полотна Алеардо Терци и Пьетро Де Франчиско; отмеченные влиянием футуризма работы Джованни Варваро, Витторио Корона и Пиппо Риццо, полотна которого выполнены в духе оптического динамизма. Это поиски в области экспрессионизма в работах Ренато Тозини, импрессионизма - Микеле Катти, Марио Рутелли; абстракционизма - Карла Аккарди, Пьетро Консагра; концептуализма - Альфонсо Лето, Миммо Джермана, метафизического гиперреализма - Бенне Модика и многих других.
Как видим, стилевой разброс велик, но так, наверное, и должно быть на подобной сборной выставке. Галерея Церетели, где все и происходит, может поспорить с сицилийской экспозицией по части эклектичности. Это заведение, относительно недавно еще претендовало на статус музея Академии художеств, а ныне довольствуется обслуживанием интересов главного московского художника и скульптора. Тем не менее, широчайшие творческие и личные связи Зураба Константиновича позволяют показывать в залах галереи столь удаленные по географическому признаку выставочные проекты.
|