Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 2(82)
Неспящие на собраниях

    Выставка «Слушали – Постановили» открылась в московской галерее «Ковчег». Человечество придумало много способов убить время. Свой вклад в многообразие этих вариантов внесла и Страна Советов.
    Такого количества собраний, совещаний, заседаний, съездов и слетов не могло быть в другой точке мира. Разве что – в каком-нибудь из уголков соцлагеря.
    Кураторы галереи «Ковчег» не страдают ностальгией по советским временам, однако тема собраний неожиданно взволновала их. В ходе своей работы (а галерея существует уже пятнадцать лет, что для российского арт-рынка возраст предельно ветеранский) галеристы натыкались на записные книжки и блокноты разных художников, испещренные зарисовками на заседаниях разного рода: профсоюзных, партийных и т.д. Художник, как всякий советский человек, вкушал плоды заседательного энтузиазма руководящих деятелей. Часами длившаяся пытка принудительного сидения, длинные речи, прения, почти невыносимая скука и ощущение бездарно потерянного времени, казалось, могли свести с ума. Художник имел единственное противоядие – свой профессиональный навык. Затылки и пятки впереди сидящих, ножки стула, огнетушитель в углу, оратор на трибуне – все становилось объектом натурного рисования. Моделей для портретирования хоть отбавляй, времени навалом, были бы карандаш и бумага.
    Привычка рисовать всегда и везде отличала многих советских художников, особенно выходцев из ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА и Полиграфического института. Школа натурного рисования была сильнейшей, после окончания учебы навык ежедневного рисования оставался у художников в крови. Так что собрать выставку из рисунков на собраниях не представляло из себя задачу невыполнимую. Для полноты ощущений залы экспозиции можно было сплошь завесить почеркушками с затылками, пятками и пр. Тогда состояние заседательной скуки было бы физически ощутимо. Правда, подобную выставку до конца досмотрели бы единицы.
    Поэтому «Ковчег» предпринял организационные усилия и помимо блокнотных зарисовок вытащил на свет удивительные живописные и графические произведения на тему собраний. Третьяковская галерея, музей Востока, театральный музей им. Бахрушина, Вологодская картинная галерея, музей из Нижнего Тагила и еще многие хранилища искусства предоставили свои произведения, частные коллекционеры тоже поделились раритетами. Получилась масштабная и совсем не скучная выставка, где есть рисунки и живопись известных художников, живопись и рисунки малоизвестных, а также уникальные фотографии из музея общества «Мемориал» и копии рисунков высшего советского руководства 1920-30-х годов, в которых внутрипартийные страсти отражены в карикатурно-гротескной, иногда жуткой, а порой совершенно неприличной форме.
    Главное, что выставка лишена пафоса и не лишена иронии. Странным образом она кажется очень актуальной в наши дни. Последняя по хронологии работа в экспозиции – «Заседание Академии художеств» 2003 года. Попав (вовсе не специально) между выборами российского парламента и президентской гонкой, «Слушали – Постановили» предостерегает: художники не спят на заседаниях.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
В Москве открылся Чикко-клуб ¦  День Флоренции в Москве ¦  Золотые маски уже 10 лет в моде ¦  АФИША
Rambler's Top100    Rambler's Top100