Номер 2(82)
Герман Греф выступает за амнистию капитала
В январе из ведомства Германа Грефа просочилась информация о том, что в министерстве готовится закон об амнистии российских капиталов. Подготовка такого законопроекта накануне президенстких выборов может означать только одно: желание сохранить правительственный пост заставляет министра активизировать работу своей команды и подготовить пакет предложений, с которыми можно претендовать на место в новом кабинете министров.
Амнистия капитала после случившегося с Юкосом безусловно на руку крупному бизнесу, который старается получить от государства гарантии на свою собственность. Кроме того, учитывая уровень недобора налогов в бюджет, который только в 2003 году по некоторым прикидкам составил 1% ВВП или порядка 4 млрд долларов, мелкий и средний бизнес являются также активными сторонниками амнистии капитала. Иными словами, помимо возможности получить должность в новом правительстве, этот закон также позволит Грефу сохранить дружеские отношения и с бизнесом.
Изучая международный опыт, следует отменить, что предложение амнистии капитала «снизу», то есть в интересах бизнес среды, фактически беспрецедентно. Известные опыта с амнистией капитала, которая стала особенно популярной в последние 10 лет, как правило предполагают либо активную заинтересованность государства и власти, и либо являются необходимой мерой макрополитики. Например, в Турции амнистия капитала была принята в 2002 году вскоре после девальвации, когда в бюджете страны не хватало средств на погашение внешних долгов, а МВФ медлил с займом и настаивал на повышение собираемости налогов. В Индии амнистия капитала в 1997 также стала возможностью повысить доходы бюджета, а также простимулировать экономический рост за счет новых вложений в экономику. В 2004 амнистию капитала объявила Бельгия, которая рассчитывает таким образом повысить темпы роста.
Альтернативным примером, но также свидетельствующим о заинтересованности чиновников в проведение амнистии капиталов, являются примеры Казахстана и Италии. Например, в Казахстане идея амнистии капиталом не особенно поддерживалась бизнесом, в дальнейшем пострадавшем от номинального укрепления валюты, но амнистия инициирована государственными чиновниками как раз в целях легализации своих оффшорных активов. В Италии, где государственные чиновники также часто обвиняются в коррупции, амнистия капиталов стало возможностью вернуть стабильность в политическую ситуацию в стране.
Иным словами, для реализации амнистии капиталов в России необходимо каким-то образом сформировать заинтересованность государства в таком решение. Что касается макро-составляющей, то при нынешних высоких ценах на нефть и притоке капитала в страну, экономика и так не способна переварить такое предложение финансовых средств, поэтому большая часть их оседает на финансовых рынках, что приводит в росту стоимости российских активов. Бюджет России формируется с профицитом, соответственно задача повышения собираемости доходов не стоит на повестки дня. Интерес государственных чиновников в смысле легализации своих доходов также не наблюдается.
Единственное, что может сделать амнистию капиталов реальностью – это решение пойти на существенное сокращение налогового бремени. На время снижения доходов бюджета в результате такой полезной для экономики меры амнистия капиталов могла бы компенсирующим шагом. Иными словами, в пакете с налоговой реформой, амнистия капитала может быть принята и в ближайшее время. Кроме того, либерализация валютного регулирования с 2005-2007 годов может увеличить значимость амнистии капитала для поддержания стабильности курса рубля.
С другой стороны, если будущее правительство не сочтет необходимым снижать налоги, что в долгосрочном плане негативно скажется на темпах роста, то единственный реальный шанс на амнистию капитала может дать только резкое падение цен на нефть, в результате которого правительство будет вынуждено изыскивать новые источники доходов.
|