Номер 4(84)
Джотто в Москве
Москва, залы Библиотеки иностранной литературы. Весна. Пухлые, серьезные и сосредоточенные лики Джотто, «без пламени и без теней», как выразился бы Д’Аннунцио, безмолвно взирают на заальпийских зрителей, в любопытстве толпящихся вокруг них.
Публика восхищается «существенностью» искусства Джотто, его способностью выразить, вперемешку, человеческую и религиозную драму, в простых мазках и нежных пастельных тонах. Христиане в большей степени почитают в его работах богословскую иконность, но ценят также творческий подход Джотто к изображению и его талант изобразителя, особенно в тех его произведениях, где есть явные отсылки к апокрифам (см., например, «Страшный Суд»), которые всегда были для художников щедрым источником вдохновения (например, Откровение Иоанна). Джотто чуть ли не гипнотизирует зрителя, этой своей реалистической манерой, уже предвозвещающей взрыв человеческого измерения, свойственный кваттроченто и чинквеченто. Джотто и сегодня завораживает даже совершенно неподготовленного российского зрителя, случайно проходящего мимо, этими волосками на груди у Христа, этими слезами на лицах матерей невинных младенцев, этими длинными ресницами любимого ученика, — в общем, всеми теми деталями и оттенками, которые оставляют позади стандартный изобразительный инструментарий Средневековья. Может быть, завораживает такого случайного зрителя и великолепный плоский голубой фон, покрывающий весь свод Капеллы Скровеньи, макет которой представлен на выставке. Россиянам этот насыщенный голубой цвет, возможно, внушит желание увидеть свод вживую и отправиться для этого в Падую. Итальянцам, быть может, он напомнит другой свод, тот, что украшал Верхнюю базилику св. Франциска в Ассизи, рухнувшую во время землетрясения 1997 г. Тогдашнее землетрясение не пожалело святые для христиан и для любителей искусства места области Марке, разрушив церкви Сан Джироламо и Сан Маттео, созданную Чимабуе, учителем Джотто, а также повредив некоторых из самых ранних фресок, написанных самим Джотто. Если злой рок уготовал для художника впереди и другие неприятные сюрпризы, то можно сказать, ему повезло с любящими друзьями, которые делают для него поистине все, что угодно. Мы говорим не о среднем итальянце, немного ленивом и непредприимчивом (при самых лучших намерениях), а о министерстве по делам культурного достояния и окружающей среды, или, точнее, о Центральном реставрационном институте. Он был создан для того, чтобы позаботиться о восстановлении и сохранении итальянского художественного наследия. Центральный реставрационный институт, следуя положениям «Хартии Риска», подписанной в 1987 г. для охраны произведений искусства и памятников национального значения, держит под присмотром более 700 произведений, которые обладают художественной и исторической ценностью и расположены по всей территории Италии. Особое внимание институт уделяет состоянию дел в областях Пьемонт, Ломбардия, Венето, Эмилия-Романья, Лацио и Кампания. Для них сейчас разрабатывается специальное программное обеспечение для диагностики и автоматического мониторинга. По сравнению с другими административными итальянскими учреждениями, Центральный реставрационный институт — орган молодой, но уже успевший заявить о себе несколькими значительными свершениями. Так, очень высокую оценку получило осуществленное им руководство реставрацией фресок в Ассизи: эта работа была завершена уже в 1997 году. Столь же превосходным качеством отличалось восстановление Рафаэлевского шедевра в Фарнезине, — знаменитой Лоджии Амура и Психеи, спасенной от разрушительного эффекта предыдущих извращающих реставраций (неумелое удаление с задних планов оригинального рафаелевского голубого цвета). То, к чему москвичи могут прикоснуться в «Иностранке» (к сожалению, в фотокопии, но, как гласит поговорка, «лучше, чем ничего»), — результат новой философии реставрации, соединяющей элементы восточной философии и кодексы экологической безопасности. Вместо того, чтобы подвергать памятник периодическим долгим, дорогостоящим и, главное, рискованным подправкам, применяется принцип «лучше предотвратить, чем лечить». Применительно к произведению искусства, имеется в виду научное определение причин, приводящих к его разрушению, и сосредоточение на их устранении или, по крайней мере, противодействии им. Таким образом, за основу берется нечто, противоположное традиционной практике, которая главное внимание уделяет операциям на «теле» памятника. В случае с Капеллой Скровеньи эта традиционная методика, как будто, принесла плоды, хотя фрески, подвергшиеся тяжелому испытанию сыростью и загрязнением, оказались в весьма неважном состоянии. В начале девятнадцатого века капелла пребывала в полнейшем запустении, к тому же, в 1817 г. обрушился портик главного входа, который защищал интерьеры от прямого воздействия непогоды и который, вместе с Дворцом Скровеньи, выполнял роль контрфорса всей архитектурной композиции. Последующее снятие внешних барочных фресок увеличило проницаемость фасадной стены, сделав неизбежным просачивание чрезвычайно вредных дождевых масс; бомбардировки времен второй мировой войны окончательно испортили ситуацию, содействуя ускорению процесса порошковизации и дисперсии красок (в особенности, голубой краске фона). Ко всему этому добавились последствия реставрации Тинтори 1957 г.: она была выполнена превосходно, но в ее завершающей стадии использовались красители на основе смолы, разрушившиеся за короткое время.
Особая структура здания позволила создать в расписных интерьерах искусственный микроклимат, защищенный от атмосферного загрязнения, влажности, солнечного света и человеческих биоритмов. Был закрыт главный вход; построен стеклянный вестибюль с атмосферными фильтрами, у бокового входа; были покрыты изоляционным и непроницаемым материалом крыша и стены; окна закрыли и защитили ультрафиолетовым и инфракрасным экраном; и, наконец, регламентировали поток посетителей. И только после всего этого начался завершающий этап реставрации, продлившийся год (с 2001 по 2002). Несомненно, следует сказать добрые слова и в адрес Центра консервации при Институте изящных искусств Нью-йоркского Университета. Именно его научные консультации позволили выявить причины, по которым начинали приходить в негодность фрески Джотто. Работа многопрофильной команды, объединявшей искусствоведов, архитекторов, реставраторов, химиков, графиков и фотографов, оснащенных самой современной техникой, позволила добиться в рекордно короткие сроки беспрецедентно высококачественных результатов. В ходе этих работ были обнаружены новые, удивительные детали памятника искусства. Вытаскивая на свет Божий старый разговор о сотрудничестве между исследовательскими центрами и о международной солидарности, нужно упомянуть и о деятельном участии Итальянского реставрационного института в восстановлении монастыря св. Моисея Абиссинянина (дейр Мар Муса эль Хабаши) в Сирии, начавшемся еще в 1985 г., и труды по реставрации мечети Байракли при базаре Пежа в Косове, ведущиеся с 2001 года. Первый, некогда бывший римской сторожевой пограничной башней, представляет особый художественный интерес в связи с большим количеством росписей 11 и 12 веков на внутренних стенах храма, кое-где даже расположенных слоями (фрески, которые реставраторы пытаются восстановить параллельно с перестройкой здания). Что касается второго памятника, где сохранились декоративные и живописные циклы большой ценности, поврежденные пожаром 1999 г., то здесь необходимы экстренные меры. Для Итальянского реставрационного института, работа на этих двух объектах стала также своеобразной школой, где набираются знаний новые поколения реставраторов и хранителей культурных ценностей, которые, к сожалению, пока не имеют возможности получить соответствующее академическое образование. Работа Института и многих других итальянских реставрационных центров никогда не удостаивается особого внимания, — во всяком случае, пока над нашими головами в Сикстинской капелле не воссияет вдруг во всем богатстве красок, во всей своей рельефности гений Микеланджело, или пока рядом с нами, в Джоттовской капелле Скровеньи, не выстроятся в гармоничную череду, под рукой одного из величайших художников всех времен, важнейшие события Ветхого и Нового Заветов. Джотто хорошо усвоил мастерство флорентийских мастеров и перенес его в самые разные области Италии, прежде всего, в Венето и Падую. И именно в Падуе, в 1987 г., в связи с 650-летней годовщиной со дня смерти художника, родилась идея переносной фотографической выставки, которая могла бы компенсировать невозможность перевозки джоттовских шедевров заграницу, из-за их вечной и непоправимой неотделимости от стен церквей, его «полотен». Выставка, устроенная в Москве, учитывает результаты последней реставрации. Кроме фотографий, здесь присутствует деревянный макет Капеллы в масштабе 1:4, и это дает возможность публике получить то же зрительное воздействие, которое можно ощутить при посещении самого здания. Особая задача этой выставки — сближение итальянской и российской культур. Инициаторами и организаторами проекта стали такие учреждения и органы власти как Область Венето, Провинция, Коммуна и Торгово-промышленно-ремесленная палата Падуи, Национальная итальянская туристическая организация и Консорциум Джотто. Организационную поддержку оказывали также посольство Италии в Москве, а также некоммерческая ассоциация «Друзья России», уже более трех лет принимающая активное участие во всех мероприятиях в области культуры, искусства, общественной жизни, туризма, образования, которые содействуют взаимному узнаванию и солидарности между двумя странами. Выставка, посвященная Капелле, также вписывается в большой межкультурный проект, где, в данном случае, на первый план выходят область Венето и особенно Падуя, — город, чье процветающее предпринимательское сообщество с интересом смотрит на перспективы ведения бизнеса в такой стране «сверхновой» стране, как Россия, где все продвигается и развивается со скоростью света. У Падуи уже завязались достаточно крепкие отношения не только с московским регионом, но и с Владимирской областью, богатой сырьем и переживающей бурный промышленно-экономический рост. Может быть, кто-то помнит, что в ноябре 2002 г. состоялся визит в Падую представительной делегации этого российского города, организованный, кстати, также благодаря помощи «Друзей России»: тогда был подписан коммерческий протокол о намерениях, предварявший такой же документ о сотрудничестве «Москва-Флоренция», подписанный в марте прошлого года. Уже сейчас перед нами — весьма стильный старт летнего туристического сезона 2004 г. в Падуе, которая рассчитывает, в том числе и благодаря зарубежной рекламе джоттовских фресок, принять и в этом году не меньше туристов и любителей искусства, чем принимает ежегодно Ассизи.
|
|