Номер 7(87)
Справедливая победа в неравной борьбе
Московский международный фестиваль закончился победой российского кино. Очередной, двадцать шестой по счету, кинофорум, самый старый и престижный из российских фестивалей, завершил свою работу 27 июня.
Жюри за десять дней определило свои предпочтения по поводу конкурсной программы, в которую входило более ста фильмов. Зрители имели, кроме того, возможность посмотреть новые фильмы, не вошедшие в конкурс, и старых звезд, которые приехали представлять эти фильмы. Среди внеконкурсных событий выделялись: визит Квентина Тарантино, чей фильм “Убить Билла. Том 2” был показан на открытии; приезд Эмира Кустурицы, открывавшего показ собственной картины “Чудесная жизнь”; а также присутствие других именитых гостей, в том числе и Мерил Стрип. На фестивале и в московском прокате появился фильм «Дурное воспитание» Альмодовара.
Главной интригой, однако, оставался конкурс и решение «большого» жюри во главе с британским режиссером Аланом Паркером, создателем «Pink Floyd: Стена» и «Эвита». Отдельное жюри конкурса «Перспектива» под руководством российского режиссера Алексея Учителя («Дневник его жены», «Прогулка») должно было разобраться с дебютами – первыми и вторыми режиссерскими работами. Однако первые награждения состоялись до того, как оба жюри фестиваля вынесли решения.
Лучшим фильмом жюри Международной ассоциации кинокритики ФИПРЕССИ, которое возглавлял Умберто Росси, назвало фильм “Время жатвы” режиссера Марины Разбежкиной. Как сказал на пресс-конференции председатель жюри, этот фильм был единственной кандидатурой на приз. Жюри проголосовало за него единогласно.
Были объявлены также лауреаты премии жюри российской кинокритики. Главный приз - традиционного расписного деревянного слоника - получил режиссер Дмитрий Месхиев за картину “Свои” (Россия) с формулировкой “За адекватный показ частного человека внутри великих исторических событий”. Российские кинокритики вручили и еще два диплома. Первый - российскому фильму “Время жатвы” (режиссер Марина Разбежкина) с формулировкой “За художественное раскрытие языческой природы тоталитарного мифа на стыке игрового и неигрового кино”. Второй - бразильской ленте “Нина” (режиссер Хейтор Дхалия), участвовавшей в конкурсе “Перспективы”: “За визуальный экспрессионизм и оригинальный парафраз романа Достоевского “Преступление и наказание”.
Две другие награды были присуждены Федерацией киноклубов России. Так были отмечены фильм “Свои” режиссера Дмитрия Месхиева и фильм “Мой сводный брат Франкенштейн” режиссера Валерия Тодоровского.
Уже первые награды заставили говорить о том, что на фестивале лидирует российское кино. Но констатация этого факта рождала некоторое подозрение: возможно фестивалю просто не хватило сил, чтобы представить полноценную зарубежную программу. Ведь международных звезд в конкурсе практически не было, они остались за границами конкурсной программы.
Те несколько фильмов, которые выделялись из общей массы, и получили в итоге награды. Среди них оказалось три из четырех представленных российских картин.
Итак, главный приз 26-го Московского международного кинофестиваля достался российскому фильм “Свои” режиссера Дмитрия Месхиева. Решение было принято жюри единогласно. “Это не только лучший фильм, но еще и один из лучших фильмов, которые я видел за последнее время. Русские кинематографисты должны гордиться этим человеком”, - сказал Алан Паркер, вручая приз. Фильм взял еще две премии 26-го ММКФ - приз за лучшую режиссерскую работу и приз за лучшую мужскую роль. Последний приз был вручен актеру Богдану Ступке.
Приз за лучшую женскую роль получила Хина Зорилья за исполнение роли в фильме “Разговоры с мамой” (режиссер Сантьяго Карлос Овес, Аргентина).
Специальный приз жюри - Серебряного “Святого Георгия” - получил фильм молодых эстонских режиссеров Рене Рейнумяги и Яак Кильми за фильм “Бунт свиней”.
Приз за лучший режиссерский дебют в рамках программы кинофестиваля “Перспективы” получил фильм “Отель “Венера” японского режиссера Хидета Такахата.
Приз под названием “Верю! Константин Станиславский” вручался в конце торжественной церемонии. Это специальный приз “За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского”, который актриса Мерил Стрип получила из рук праправнука Константина Станиславского, одиннадцатилетнего Алекса Прайера.
На этом фестивальные дни, полные страстей и ожиданий, закончились, и наступило время прагматического, рутинного проката. Что именно будут показывать в кинотеатрах, не зависит от итогов фестиваля напрямую. Если прокатчики и будут ориентироваться на мнение жюри и критиков, то только в смысле непредвзятой рекламы, промоушена, созданного таким образом тому или другому фильму. Оценка жюри может совсем не совпадать с рейтингом массовой популярности, но может, однако и повлиять на него.
У разных крупных кинофестивалей случаются периоды эстетские, когда предпочтение отдается арт-хаусу, кино не для всех, а бывают годы, когда верх берет потребительская шкала ценностей. Успех нынешнего ММКФ в том, что эти две тенденции, существующие как извечная дихотомия, борьба противоположностей, смогли ужиться вместе. И это не заслуга фестиваля, а рождающее надежды повышение качества кинематографа. Хоть и в отдельно взятой стране – России, то бишь.
Пусть главного приза не досталось интереснейшей картине режиссера-документалиста Марины Разбежкиной «Время жатвы», пусть незаметными оказались усилия куратора фестиваля Кирилла Разлогова по внедрению в кинофорум авангардного кино и видеоарта. Все-таки есть суровая справедливость в том, как распределились призы. Притом, что главными фильмами стали работы качественные и не бездумные, совершенно закономерным кажется вручение приза зрительских симпатий картине «Папа» известного актера и режиссера Владимира Машкова. Ее-то как раз и будут крутить в кинотеатрах, продавать на видеоносителях, показывать на телевидении. Зрительские симпатии – это самый объективный показатель успеха для прокатчиков. Но, одновременно, совершенно справедливо фильм этот не удостоился похвал и наградных статуэток от профессионалов. Им было на что обратить внимание, помимо откровенно слезоточивых сюжетов.
|