Номер 10(90)
Последствия реформ
Объявленные 13 сентября президентом России Владимиром Путиным реформы, полностью меняющие политический ландшафт страны, все более стремительно обрастают подробностями и деталями, превращаясь из предметов спора в факт жизни. Исполнительная власть и ее сателлиты в парламенте один за другим вносят «нужные» законы.
Несмотря на все попытки сопротивления, «Единая Россия», имеющая гарантированные 300 голосов в Думе, просто игнорирует оппозицию и принимает эти законы «на ура».
Среди этих законов – поправки в закон “О правительстве РФ”, разрешающие министрам занимать руководящие должности в политических партиях и общественных объединениях. Этот нормативный акт был принят депутатами сразу в трех чтениях за одно заседание. Учитывая прошлый российско-советский опыт, разрешение скоро может превратиться в требование, и беспартийный министр станет такой же экзотической фигурой на российской политической сцене, как это было во времена «руководящей и направляющей» КПСС, к положению которой рвется «ЕР».
На региональном уровне депутаты и губернаторы в огромном большинстве стремятся стать «святее Папы Римского», вводя те законы, которые еще только обсуждаются на федеральном уровне. Так, Мосгордума увеличила проходной балл для партий, выставляющих свои списки на выборах до 10%. А Законодательное собрание Омской области приняло обращение, в котором предложило распространить принцип назначаемости руководителей на самые нижние этажи власти, предоставив губернаторам право назначать мэров крупных городов.
Единственной отдушиной для оппозиции может стать проектируемая президентом т.н. «третья палата» парламента – общественная палата. По мнению самого Путина палата должна стать площадкой для диалога между властью и гражданским обществом. Каким образом будет строиться этот диалог, президент не пояснил, предложив всем заинтересованным лицам и организациям подготовить свои рекомендации. Пока практически все эксперты полагают, что Общественная палата должна комплектоваться представителями общественных организаций, назначаемых президентом совместно с другими ветвями власти.
Согласно подготовленному «Единой Россией» проекту в палате будет насчитываться 180 членов. Их основной задачей станет проведение экспертизы законопроектов и контроль за действующей властью. В “Единой России” считают, что в “народном контроле” должны работать люди, не связанные с политикой. Состав палаты будет обновляться каждые два года. При этом решения палаты должны носить рекомендательный характер для органов власти. Проталкивая этот проект депутаты косвенно признают, что ни им, ни Счетной палате, не удается в должной мере контролировать действия чиновников.
Впрочем, победное шествие президентской реформы госвласти может захлебнуться в ближайшее время. Против закона о назначении губернаторов, который многие аналитики расценили, как шаг к сверхцентрализации и диктатуре выступили люди, которых привыкли называть послушными исполнителями воли Кремля - председатель Конституционного суда Валерий Зорькин и председатель ЦИК Александр Вешняков. Валерий Зорькин, выступая на Международном форуме по конституционному правосудию, заявил, что, по его мнению, нет никакой необходимости менять Конституцию (что фактически случится после принятия предложенных президентом законов) в течении как минимум ближайших десяти лет. А Александр Вешняков, прямо заявив, что предлагаемые политические реформы не соответствуют классическим канонам демократии, выразил надежду, что назначаемость губернаторов и отмена выборов депутатов Думы по одномандатным округам вводятся на короткий срок для стабилизации ситуации. Кроме того, он выступил с протестом против предлагаемого увеличения численности членов партии, необходимой для регистрации с 10 до 50000 человек, предложил внести в закон о назначаемости губернаторов поправку, ограничивающую число сроков пребывания на этом посту, снизить барьер для прохода партий в региональные законодательные собрания до 5%. Что же касаемо общероссийской Госдумы, то здесь а.Вешняков предлагает сохранить 7%-ный барьер при условии, что в Думе будет представлено не менее четырех партий.
Надо отметить, что на Западе отношение к реформам Владимира Путина становится все более настороженным. Европейцы и американцы опасаются реставрации некоего «нового СССР» и возрождения своих страхов о вторжении огромных армий с Востока. Выражением этих страхов стало появившееся в СМИ в конце сентября «письмо 119», подписанное политиками и общественными деятелями ряда стран. Они обвиняли Путина в диктаторских замашках и «угрожающем отношении к соседям и европейским усилиям по обеспечению безопасности, возврату к имперской и милитаристской риторике, и отказу исполнять российские обязательства по международным договорам». Несмотря на то, что в этих обвинениях содержалась изрядная доля демагогии Владимиру Путину пришлось оправдываться перед Западом. На недавней встрече с Джанфранко Фини он заявил, что все преобразования в России будут проводиться только в рамках действующей Конституции и демократических принципов, пообещав, что все преобразования будут полностью открыты и транспарентны.
Правда, в связи с этим возникает еще один вопрос. Создаваемая конструкция выстраивается исключительно под действующего Президента. Не факт, что ее поддержание окажется по силам его преемнику, тем более, что многое в этой системе построено на неформальных личных связях. Путин, как умный человек, хорошо это понимает. И не оттуда ли становящиеся все более отчетливыми слухи об отмене ограничения на занятие президентского поста или о превращении Путина в вечного премьер-министра при слабых президентах? Впрочем, во время последнего визита на Украину Владимир Путин вновь заявил о том, что не намерен баллотироваться на третий президентский срок. Однако, так же он говорил и о невозможности назначения губернаторов.
|
|