Эспрессо
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О - А Н А Л И Т И Ч Е С К О Е   И З Д А Н И Е
Итальянский
Home Газета Архив Редакция Реклама Где мы есть
 
Номер 11(91)
Право на корпоративное хобби

    В Московском Доме фотографии выставлена коллекция DZ банка. Так случилось, что в последние десять лет солидная немецкая контора позволяла себе слабость, более присущую людям из плоти и крови, нежели организациям, тем более таким серьезным как деньгохранилища, – у нее было хобби.
    Специально созданный в банке отдел по искусству занимался коллекционированием современной фотографии. Нет, для европейского бизнес-истеблишмента это не такая уж редкость. Незадолго, например, до выставки в Доме фотографии Музей личных коллекций разместил у себя выжимку из коллекции Deutsche Bank – своего рода дайджест немецкого искусства ХХ века. Оба события – части большой, уже завершающейся программы «Дни Германии в России».
    Однако для России корпоративная коллекция – не столь обычная вещь, это начинание здесь не слишком хорошо привилось. Тут по-прежнему предпочитают собирать искусство частным образом – не публично и не преследуя культуртрегерские цели, а утоляя лишь личные амбиции обладателя. Хотя уже с начала 1990-х многие большие компании попытались перевести гонку внешних атрибутов благополучия с дорогих машин и офисов на культурные рельсы, но закончилось большинство таких предприятий печально. Неустойчивость самих бизнес-структур в экономическом поле страны, не позволила быстро собранным коллекциям Инкомбанка, банка «Столичный» и других компаний стать примерами российского корпоративного собирания. Из коллекции Инкомбанка, при ее уничтожении, лишь «Черный квадрат» Малевича был куплен по достойной цене, остальное разлетелось на аукционе по неслыханно низким ценам. Судьба коллекции банка «Столичный» покрыта мраком. И пересчет грустных историй можно продолжить. А потому выставки из крупных немецких деньгохранилищ – это как картинки из другой жизни, где банки не так часто лопаются, а собранные ими коллекции предъявляются с гордостью всему миру. DZ банку на самом деле есть что показать. Правда, например, с коллекцией фотографии нью-йоркского музея современного искусства, сравнивать не стоит, но для десятилетнего хобби – вполне прилично. Подбор авторов свидетельствует о том, что куратор коллекции Люминита Сабау следила за звучностью имен. Кристиан Болтански, Томас Руфф, Роберт Мэпплторп, Нобуеси Араки. В компанию к фотографам-профессионалам попали и звездные «дилетанты», такие как Энди Уорхол и Роберт Раушенберг. Фотографические опусы отцов поп-арта обладают единственным качеством – подписью. В то же время среди снимков, подписанных менее громкими именами, попадаются просто классные работы, способные отвечать за себя качеством, независимо от титула автора.
    Обращают на себя внимание черно-белые фотографии автомобильных аварий, снятые по долгу службы Арнольдом Одерматтом. Он работал полицейским фотографом, и эти бесстрастные снимки – его служба, но они притягивают какой-то странной, учитывая обстоятельства, красотой. Так же необъясним странный подвох в изображении Беаты Гютчов: простой пейзаж задерживает взгляд и требует разгадки вопроса – что же в нем не так? Только пояснения организаторов выставки облегчают страдания: перед нами пейзаж, сконструированный из разных снимков.
    Есть и менее загадочные, но обладающие не меньшей иронией работы, как, например, картинки нелепого бюргерского досуга, будто скопированные с журнальных страниц, – серия фотографий Ларса Тунбьорка. А строгим зрителям, требовательным к формальной эстетике, стоит посмотреть на минимализм морских видов Хироши Сугимото или пустынный больничный коридор с монотонным ритмом красных лампочек и одинаковых дверей, снятый Джейсоном Одди. Социальный подтекст последнему направлению придает серия пустых публичных зданий Кандиды Хёфер.
    Для Бориса Гройса, написавшего вступительную статью каталога выставки, несомненно, что «переход от живописи к фотографии может расцениваться как самое важное художественное событие ХХ века». Утверждение весьма спорное, оставим на совести автора, но качества выставки оно не умаляет. Экспозиция, кстати, названа довольно странно – «Обещание фотографии» (опять кураторы намудрили). А посмотреть ее можно до 18 января неумолимо наступающего нового года в Московском Доме фотографии, по ардесу Остоженка, 18.

Наверх <<  ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ      СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ  >> Наверх
ДРУГИЕ СТАТЬИ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Фаберже в бронзе ¦  «Ла Скала» вернулся ¦  Его называют “русским Томом Вэйтсом” ¦  АФИША
Rambler's Top100    Rambler's Top100