Номер 11(91)
«Ла Скала» вернулся
3 августа 1778 года в «Ла Скала» давали оперу Антонио Сальери «Узнанная Европа». Так начинался знаменитый миланский оперный театр – это было его первое представление, больше ни разу этот спектакль не ставился на сцене «Ла Скала».
Выбрав «Узнанную Европу» в ознаменование начала нового этапа в жизни театра художественный руководитель «Ла Скала» Риккардо Мути поставил тем самым восклицательный знак: театр родился заново. Именно «вторым днем рождения» назвали 7 декабря 2004 года, когда на сцене снова была сыграна опера Сальери. После почти трехлетнего перерыва (и 120 миллионов евро) всемирно известный оперный центр заявил, что он жив.
Реставрация по сути своей – лечение, она призвана служить оживлению. Так в конце концов и произошло, но эти три года… Все время, что длились работы, казалось черным провалом, почти смертью для театра. Любители оперы были безутешны, для них мир пошатнулся. Однако возрождение было неминуемо. Теперь все позади, огни рампы зажглись, зал наполнился звуками музыки, как оно и должно быть. Мир спасен. Зрители довольны.
Публика аплодировала 12 минут и 15 раз вызывала исполнителей «Узнанной Европы». Думается, эмоции были серьезно усилены радостью обретения старого оперного дома. Такое событие не смогли пропустить премьер-министр Сильвио Берлускони, актриса София Лорен, один из ведущих модельеров мира Джорджо Армани и другие именитые гости.
Дирижер Риккардо Мути, объясняя свой выбор, заявил, что Антонио Сальери незаслуженно забыли, да еще и бросили тень на него, обвинив в отравлении Моцарта. «Пришла пора реабилитировать композитора», - заявил Мути. Он считает Сальери великим композитором. «Узнанная Европа» пришлась кстати, чтобы доказать это.
По традиции здание «Ла Скала» к открытию сезона украшают две тысячи роз. И на этот раз они были вплетены в праздничные гирлянды и венки вместе с листьями магнолии и ветками сосны. Кроме того, фронтон театра был увит ветвями лавра и аспарагуса, которые останутся там до окончания рождественских праздников. Но в честь такого события «Ла Скала» «пророс» розами и изнутри – восемнадцать тысяч цветов украсили зрительный зал и фойе.
Внешне театр изменился не только из-за цветов – ответственный за реставрацию архитектор Марио Ботта принял на себя серьезный удар критики за эллиптическую надстройку, вмещающую гримерки, офисы и мастерские. По его проекту была возведена и 38-метровая башня, скрывающая сценические механизмы. Тем не менее, к первому спектаклю возрожденного театра, страсти вокруг реставрации улеглись под напором всеобщего ликования: «Ла Скала» вернулся.
|
|