Номер 11(91)
Его называют “русским Томом Вэйтсом”
Группа “Ленинград” во главе с Сергеем Шнуровым наконец выступила в московском клубе
Группа “ Ленинград” – мифическая российская рок-панк-ска-группа, известная своими нонконформистскими композициями, которая уже несколько лет волнует и возбуждает дикий языческий дух наших соотечественников по всему миру. После успешных гастролей по Германии (а до этого по США), группа впервые после продолжительного перерыва выступила в своём полном составе на дне рождения не так давно вновь открытого знаменитого клуба “Точка”, который ассоциируется у нас с “продвинутым” “Нашем радио”, играющем прежде всего “русский рок”.
“…Ещё за пару сотен метров до клуба спрашивали лишний билет, что для клубных концертов в общем не так уж и обычно, притом, что билет стоил немалые деньги – от 800 до 1000 рублей. В очереди, растянувшейся далеко за пределы клуба, отчётливо слышалась и иностранная речь. Пробиваясь через кордоны охраны и металлоискатели, под истеричные крики какой-то девушки, заплатившей не тому, кому надо и в результате оставшейся и без билета и без денег, подхваченные возбуждённой толпой, проносишься через небольшое фойе-гардероб и внезапно попадаешь в просторный, вместительный зал. Но сегодня он совершенно переполнен. Сразу ощущается анархическая атмосфера…” рассказывает один любитель.
Концерты “Ленинграда”, который пользуется огромной популярностью и употребляет ненормативную лексику в текстах своих песен, в Москве не единожды отменялись. Так, было отменено выступление группы в “Лужниках” в ноябре 2002 года. Версий отмены выступлений музыкантов было много. По главной из них, кто-то дал послушать диск группы мэру Москвы, и судьба концерта в столице была предрешена.
”…Пока все готовятся к выступлению, в “предбаннике” мужского туалета спонтанно снимается телеинтервью с “большим барабанщиком” группы, одетым в футболку с контрастирующей всей ситуации “конформистской” рекламой компаний “Газпром” и “Мегафон”. Впрочем, в такой же футболке вскоре появляется на сцене и харизматичный певец и лидер группы Сергей Шнуров (31) – “Шнур”, а за ним возникает и его мощный оркестр – 13 участников. Переполненный концертный зал бушует…”
Шнуров как-то сказал, что группа “Ленинград” задумывалась как российский аналог “The Tiger Lillies”. Мартин Жак, лидер “The Tiger Lillies” прокомментировал это так: “Похож ли “Ленинград” на нас? Наверное да, но немного. Вместе с Сергеем играет много музыкантов, а нас всего трое, да и внешне мы не очень похожи. Я думаю, больше всего в “Ленинграде” нам понравился настрой их музыки. Мы чем-то похожи по духу. …Он пишет мрачные тексты, почти так же, как это делаем мы. Он много ругается, а мы это тоже любим. Наверное, главное отличие – это то, что мы много поем про религию, а Шнур этой темы все же избегает. …Он действительно как-то упомянул, что занимался богословием. …Мы вообще странные и сумасшедшие.”
…Концерт перекрывает все рекорды длительности клубных мероприятий: три примерно 45-ти минутные части с двумя перерывами, которые позволяют только чуть-чуть отдышаться от “диких” ритмов и выпить пивка или чего-нибудь покрепче. “Ленинград” исполняет свои самые известные песни хотя преобладают новейшие. Шнур зажигает публику, заражает ее своим бурным темпераментом.
Музыка – ска-панк в сопровождении духовых инструментов, и насыщенное энергией шоу превращают каждый концерт “Ленинграда” в головокружительное событие. Здесь и традиционные русско-цыганские ритмы, и латиноамериканские сентенции, и высоконаэлектризованные рок-н-рольные вещи, и ассоциации с мелодиями из фильмов Эмира Кустурицы, такие же бесшабашные, полные любви к жизни, гедонистические.
Всё это замечательно осуществляется через отточенные пассажи духовых и струнных инструментов, мелодичные соло аккордеона, богатейшую палитру ритмов ударных, и,конечно, через характерный хриплый голос Шнурова.
“Ленинград” сильно отличают и тексты, которые однако зачастую на первый взгляд контрастируют с музыкой. Алкоголь, наркотики, секс и драки – многие песни “Ленинграда” повествуют об этих темах, в которых отражается реальность российских улиц. Но в конечном счёте, это песни – о любви. О любви к свободе, независимости, о всепоглощающей любви к женщине и мучительном процессе разочарования и потери этой любви. При этом важная особенность интонации – это ирония над печальными событиями жизни, будь то неразделённая любовь, или несбывшиеся мечты, находящая, в свою очередь, своё отражение в “карнавальной” мелодии. Таким образом, эти песни - хеппенинг, или цирк, в старинном его понимании как буффонады и клоунады, колоссальный выброс позитивной энергии, направленный на каждого отдельного человека, другими словами, экзистенциалистский психотренинг “в стиле декаденс”. Придать глубокие и сочные цвета этому “балагану” помогает еще и мат – специфический жаргон, включающий в себя разные крепкие выражения, грязные слова, проклятия. В современной русской литературе по стилю и лексике Сергею Шнурову ближе всего его любимый писатель Владимир Сорокин.
Сергей Шнуров создал свою группу в Санкт-Петербурге в 1997 г. При этом “Ленинград” не был единственным, кто открыл для себя грубоватый ска-панк в традициях “The Clash”, “Specials” или “Madness”. Такие питерские группы, как “Дистемпер” или “Спитфайер” были своего рода его предшественниками. Но “Ленинград” был первым, кому так убедительно удалось представить этот музыкальный стиль в российском культурном контексте.
Огромная популярность группы в последние годы - появление её в чартах MTV, солидный коммерческий успех - наглядно демонстрирует, что массовая погоня россиян за западной музыкой, достигавшая своего апогея во времена перестройки, постепенно идёт на убыль. Сегодня российская молодежь всё чаще обращается к отечественным пост-роковым образцам, родившимся из легендарного питерского рок-н-рольного андеграунда.
|